Ученые из Сколтеха провели исследование, посвященное прорывному направлению в создании аккумуляторов будущего. В нем детально проанализированы последние достижения в области формирования многослойных структур из таких щелочных металлов, как литий, натрий и калий, внутри углеродных материалов для анодов.
Эта технология может кардинально изменить рынок накопителей энергии, предложив решения для электромобилей с зарядкой за минуты и для стабильных, безопасных и дешевых систем хранения энергии в «зеленой» энергетике, сообщили в пресс-службе Сколтеха.
Долгие годы существовало предположение, что ионы в аккумуляторах могут встраиваться в углеродные материалы, подобные графиту, лишь одноатомным слоем. Однако в 2018 году с помощью высокоточного электронного микроскопа учёные впервые увидели другую картину — сверхплотные, многоатомные слои лития, сформировавшиеся между двумя листами графена. Это фундаментальное открытие стало отправной точкой для новой области исследований, показывающей, что подобные плотные «сэндвичи» можно создавать не только с литием, но и с другими, более доступными металлами, такими как натрий, в различных формах углерода — от упорядоченного графена до неупорядоченного твёрдого углерода и специально сконструированных углеродных сфер.
Новая парадигма обладает сразу несколькими преимуществами. Во-первых, емкость: возможность упаковать в анод несколько слоёв металла вместо одного резко увеличивает количество хранимой энергии. Теоретические расчёты показывают, что графен с четырьмя слоями лития может обладать ёмкостью, втрое превышающей показатель лучшего современного графитового анода.
Во-вторых, скорость: специально созданные наноканалы и поры в углеродной матрице становятся «скоростными магистралями» для ионов. Это было продемонстрировано на примере натрий-ионных аккумуляторов на основе твёрдого углерода, которые сохраняют 83% своей ёмкости даже после 3000 циклов сверхбыстрой зарядки.
Не менее важным является аспект безопасности. Рост металлических дендритов, подобных иглам, — главная причина возгорания батарей. Новая технология кардинально решает эту проблему, заставляя металл осаждаться и растворяться внутри объёма стабильного углеродного каркаса, а не на его опасной поверхности, что исключает риск короткого замыкания.
Результаты работы намечают чёткий путь — от лабораторного открытия к промышленному производству. Уже сегодня такие методы, как «молекулярное туннелирование» с помощью аммиака для модификации графита или сложный синтез твёрдого углерода из биомассы, позволяют создавать рабочие прототипы анодов. Однако для массового внедрения предстоит решить комплекс взаимосвязанных задач:
● развитие передовых методов компьютерного моделирования, включая искусственный интеллект, для точного предсказания свойств материалов;
● совершенствование экспериментальных методик, позволяющих в реальном времени наблюдать за процессами внутри работающего аккумулятора на атомарном уровне;
● оптимизация самих процессов синтеза для их удешевления и масштабирования.
«Мы уже понимаем физические принципы и имеем первые работающие примеры. Следующая фаза — инженерная и технологическая. Нам нужно научиться не просто создавать уникальные материалы в лаборатории, а делать это дёшево, надёжно и в промышленных объёмах. Конвергенция вычислительных наук, передовой аналитики, искусственного интеллекта и химического синтеза — это тот инструментарий, который позволит перевести эти прорывные научные результаты в коммерческие продукты, определяющие облик энергетики будущего», — рассказал Александр Квашнин, соавтор работы, профессор Проектного центра по энергопереходу Сколтеха.
Исследования в области многослойного внедрения щелочных металлов в углеродные аноды — важное направление для преодоления ключевых ограничений современной аккумуляторной технологии, результаты которого помогут создать новый класс устройств для хранения энергии, сочетающих в себе высокую емкость, беспрецедентную скорость заряда, повышенную безопасность и сниженную стоимость.
С результатами исследования можно ознакомиться в статье, опубликованной в ведущем научном журнале Small.