Модели управления будущими кампусами обсудили в Уфе

В Межвузовском студенческом кампусе Евразийского НОЦ в Уфе прошла стратегическая сессия «Формирование эффективных моделей управления кампусами». На мероприятии определили особенности управления образовательной, исследовательской, технологической деятельностью кампусов, их взаимодействия с региональной научно-технологической повесткой, а также модели управления продуктами и продуктовыми программами.

На сессии также сформировали предложения в федеральную модель управления сетью кампусов, среди которых создание единых цифровых решений для поддержки управления инфраструктурой и деятельностью кампуса, объединение усилий кампусов для их международного продвижения, создание преференций и особых правовых режимов для современной инновационной среды, а также сохранение и расширение механизмов для коммуникации и сетевого взаимодействия.

Участники сосредоточились на принципах и особенностях эффективного управления инфраструктурой, оснащением и содержанием новых кампусов. Среди них были названы человекоцентричность в основе принятия всех решений, устойчивость к внешним и внутренним изменениям, а также правильно определенная тематическая специализация кампуса, гибкость и максимальная осведомленность, основанная на результатах исследований фронтиров, рынков и конкурентов. 

Кроме того, участники отметили, что каждый проект должен обеспечивать рентабельность, оценивать перспективность инвестиций в создаваемые продукты и приоритизировать имеющиеся ресурсы, а также создавать партнерства и развивать стратегическое взаимодействие с образовательными и научными организациями, частными компаниями и другими кампусами.

«Разработка эффективной модели управления современным кампусом — сложная, многогранная задача, которая требует системного подхода и учета множества факторов. Успешное функционирование новой инфраструктуры зависит от выстроенных механизмов взаимодействия, четко сформулированной стратегии развития и гибкой системы управления, способной адаптироваться к изменяющимся условиям. Доверие, сотрудничество и вовлеченность команды — основа успеха будущей инновационной среды. Только совместная деятельность, как внутри каждого кампуса, так и между ними, обеспечит успех проекта. При этом важно предупреждать перегрузки и „выгорание“ команды, создавая условия для продуктивной и устойчивой работы, а также обеспечить прозрачность информации, создать условия для открытого диалога и коллективного принятия решений. Только в этом случае можно говорить о создании действительно эффективного и динамичного образовательного и инновационного центра», — подчеркнул замглавы Минобрнауки России Андрей Омельчук.

На стратегической сессии была организована работа участников со специальным управленческим симулятором — виртуальной моделью кампуса с предусмотренным заранее сценарием. На игровой сессии командам предстояло работать с различными сферами, сегментами и объектами предложенного виртуального кампуса. В симуляторе были представлены социальная, научно-образовательная и культурная сферы, на уровне которых участникам предстояло осуществлять запуск проектов, а также достигать ключевых значений бюджета и социально-экономических эффектов для симуляционного региона.

По итогам групповой работы во время стратегической сессии, а также работы с управленческим симулятором проектные команды кампусов представили решения, которые могут найти применение в реальной научно-образовательной инфраструктуре, создающейся сегодня в регионах. Результатом стала разработка плана дальнейших действий, направленного на реализацию стратегических целей развития сети современных кампусов.

Андрей Омельчук также напомнил, что в 2025 году продуктовые программы кампусов пройдут оценку Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации. Определение точек роста и ключевых продуктов внутреннего содержания создающейся инфраструктуры на ранних этапах позволит минимизировать риски, оптимизировать затраты и сосредоточиться на достижении конкретных целей, учитывая потребности будущих пользователей. 

На сегодняшний день Минобрнауки России запущен соответствующий пилотный проект по разработке продуктовых программ кампусов, в него вошли пять регионов, которые пройдут экспертизу первыми: Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области и Пермский край. Далее процедуру оценки пройдут остальные регионы, в которых также строятся кампусы.

Участие в стратегической сессии приняли представители Минобрнауки России, региональных органов государственной власти, научных и образовательных организаций, партнеры и бенефициары, а также представители проектных офисов строящихся кампусов первой и второй волны отбора.

Напомним, по поручению Президента Владимира Путина в России создается сеть современных кампусов. В настоящее время при поддержке национального проекта «Наука и университеты» проектируются и строятся 17 таких студгородков. К 2030 году количество кампусов увеличится до 25, а к 2036 году — до 40. Концепции кампусов предполагают создание уникальной и комплексной среды для индивидуального и командного развития, с большим количеством открытых образовательных пространств и трансформируемых аудиторий. Это позволит сформировать общую корпоративную культуру преподавателей, студентов и ученых. Финансирование проекта осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.

С 2025 года федеральный проект «Создание сети современных кампусов» будет реализован благодаря национальному проекту «Молодежь и дети». Он направлен на создание благоприятных условий для развития молодежи, обеспечивая им возможности для образования, профессионального роста и научной карьеры.

Кампусы предоставят студентам и ученым множество новых возможностей, которые могут значительно обогатить их образовательный и научный опыт. Некоторые из этих возможностей включают доступ к передовым технологиям и лабораториям, возможность участвовать в международных исследовательских проектах, обмен знаниями с выдающимися учеными со всего мира, а также доступ к разнообразным образовательным и культурным мероприятиям. Во многих регионах высокотехнологичная инфраструктура должна объединить сразу несколько вузов, что позволит получать не только академические знания, но и расширить круг общения, интересов и творческого самовыражения.