24-27 сентября в Центре знаний «Машук» состоится Первая всероссийская школа молодых ученых «Наука и технологии в СССР», подготовленная в рамках инициативы «Работа с опытом и проектирование будущего» Десятилетия науки и технологий в России.
На площадке встретятся молодые исследователи, специализирующиеся на изучении истории научно-технологического развития страны. Они представят реализуемые научно-исследовательские и просветительские проекты по истории советской науки.
Деловая программа Школы будет включать серию открытых лекций и мастер-классов, в числе экспертов — ведущих специалистов по истории и социологии советской науки, таких как Евгения Долгова, Евгений Артемов, Михаил Грибовский, Наталья Гришина, Евгений Гололобов, Дарья Пинаева, Алексей Сафронов, Ирек Сулейманов, Екатерина Стрельцова, Елена Синельникова.
На мастер-классах будут обсуждаться самые разнообразные темы и сюжеты, позволяющие участникам получить выразительное представление о национальном опыте управления исследованиями и разработками, его вкладе в настоящее и технологическое будущее страны. В числе обсуждаемых сюжетов — проблемы технологического суверенитета и опыт их решения в прошлом, интеграция инструментов международного научно-технического сотрудничества и научной дипломатии в многоуровневую структуру научно-технической политики, вклад Академии наук в развитие фундаментальных исследований, высшая школа как один из участников процесса производства знания, проблема связи науки и производства и специфика советского изобретательства, научно-технологическое прогнозирование в СССР, вопросы профессиональной повседневности ученых и ее изменения в ракурсе Большой науки. Отдельный мастер-класс будет проведен на тему «Статистика науки в СССР: как с ней работать и о чем она говорит?» Участники смогут сравнить советскую методологию статистики науки с современной и выяснить, можно ли сопоставлять науку в России и СССР.
Павел Анохин — креативный продюсер службы образовательных проектов телеканала RT (Школа RT), куратор курса «Научпоп-журналистика» от Школы RT и АНО «Национальные приоритеты» — проведет мастер-класс на тему «Форматы научно-популярного контента: от идеи до воплощения». После сессии участники получат возможность принять участие в задании от Школы RT и попробовать себя в роли научно-популярного журналисты. Автор лучшей работы может получить билет на третий поток курса «Научпоп-журналистика» Школы RT и АНО «Национальные приоритеты» вне конкурса.
Ирина Белых — программный директор Фестиваля актуального научного кино ФАНК, продюсер Лаборатории научного кино ФАНК — проведет открытую лекцию в рамках киноклуба, посвященного истории советского научно-популярного кино. В рамках дискуссии будет обсуждаться ряд вопросов. Как развивалось научное кино в СССР? Какие виды и направления были тогда и как они трансформировались? В чем уникальность советского научно-популярного кино и что делало его настолько успешным и зрительским?
Также состоится презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому» — обобщающего исторического очерка, посвященного развитию отечественной государственной политики по управлению наукой в СССР.
Организаторами школы выступают Минобрнауки России, АНО «Центр знаний Машук», Центр истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.
Инициатива «Работа с опытом и проектирование будущего» Десятилетия науки и технологий направлена на изучение и систематизацию знаний по истории науки в России и мире. Эти данные необходимы для планирования, развития научно-технических проектов и проведения мероприятий, приуроченных к памятным датам отечественной науки. Инициатива включает проведение научно-популярных мероприятий, организацию дискуссий и круглых столов, где формулируются запросы государства и науки в направлении работы с опытом.
Для обсуждения будущего развития и составления прогнозов в стране проводятся так называемые форсайт-мероприятия, где встречаются ученые, стартаперы и представители бизнеса. Участники объединяются, презентуют разработки и пытаются выяснить, что будет дальше и по какому пути следует двигаться в текущих условиях. Проекты помогают привлекать талантливую молодежь в науку, а также делают профессию ученого престижной.