На V Конгрессе молодых ученых представили проекты Школы молодых ученых, поддержанные РНФ

На V Конгрессе молодых ученых в Научно-технологическом университете «Сириус» состоялась встреча помощника Президента Российской Федерации Андрея Фурсенко с молодыми исследователями — участниками Школы молодых ученых Международной конференции по общественным и гуманитарным наукам, которая проводится с 2024 года по поручению Президента России Владимира Путина в Мариуполе при поддержке Минобрнауки России, Российской академии наук и Российского научного фонда.

Встреча прошла в формате открытого диалога. На ней были презентованы научные проекты, поддержанные грантами РНФ. Помощник Президента России Андрей Фурсенко высоко оценил практическую значимость работ и их вклад в интеграцию исторических субъектов РФ. Он отметил, что работа, начатая в Мариуполе, вышла далеко за первоначальные рамки.

«Когда мы начинали эту работу в Мариуполе, она казалась локальной, но постепенно обрела совершенно иное пространство и движение. Сегодня мы видим сплоченные команды, которые работают над проектами по зову сердца», — подчеркнул Андрей Фурсенко.

Участники встречи представили результаты своих исследований, охватывающих различные аспекты жизни исторических регионов.

Команда из МГУ имени М.В. Ломоносова, Института славяноведения РАН и Мелитопольского государственного университета представила проект, посвященный историческому опыту восстановления идентичности. Участник проекта Дмитрий Парфирьев рассказал, что их исследование анализирует практики послевоенного периода, которые могут быть полезны сегодня.

«Мы используем сравнительный анализ двух областей, статистические методы и междисциплинарный подход с элементами исторической психологии. Это позволяет понять, с какими настроениями населения столкнулись власти после освобождения территорий», — пояснил он.

Студентка Мелитопольского государственного университета Лилия Сторожок поделилась личными впечатлениями от работы над проектом. Она сказала, что для нее самым ценным была работа с первоисточниками.

«Когда ты сам держишь в руках газеты тех лет, отчеты образовательных учреждений, появляется возможность буквально прикоснуться к истории, понять, как происходили события», — отметила Лилия.

Другой проект, посвященный этнокультурному многообразию Донбасса, реализуется совместно Институтом этнологии и антропологии РАН и ЛГУ им. В. Даля. Участница проекта Полина Колягина рассказала, как началось ее увлечение этой темой.

«Путешествуя по области, я начала заниматься вопросом старообрядчества на наших территориях. Это огромный, очень интересный пласт культуры, который, к сожалению, постепенно исчезает», — поделилась она.

Ее коллега Валерия Дик дополнила, что полевые исследования открывают уникальные человеческие истории.

«Проводя опросы в Луганске, мы встречали самых разных людей. Например, молодую девушку, чьи родители переехали сюда по работе — она выросла здесь, идентифицирует себя как русскую и не планирует уезжать», — рассказала Валерия.

Третий проект, представленный на встрече, был посвящен формированию политики памяти на Донбассе. Петр Сперанский из Уральского федерального университета объяснил, что их исследование анализирует сложные процессы формирования исторической идентичности.


«Мы анализируем, как формировалась историческая идентичность в период «войны памяти». Топонимическая политика стала инструментом символического присвоения территории», — сказал он.

Александр Пручай из Луганского государственного педагогического университета добавил важное наблюдение из своего исследования.

«Политика декоммунизации на Украине стала фактором конструирования идентичности ДНР и ЛНР. Но в топонимике республик доминирует не деукраинизация, а восстановление исторической справедливости», — отметил он.


Особое внимание на встрече уделили новому проекту по сбору воспоминаний бойцов СВО. Руководитель Школы молодых ученых подчеркнула важность этой работы, сказав, что «время идет, все забывается, люди уходят. А это должно стать памятью народа».

В завершение встречи Андрей Фурсенко поблагодарил молодых ученых за ответственную позицию, отметив, что именно такие исследования лежат в основе устойчивого развития исторических регионов.