Заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной деятельности фонда «Атом» Глеб Кулыгин, рассказал о том, как устроена экспозиция в музее на ВДНХ в Москве. В нем есть экспозиция, которая позволяет посетителю ознакомиться со всеми этапами развития атомных проектов в нашей стране: от советского до современного.
Зал, посвященный современным разработкам, включает настоящее и будущее атомной отрасли. В «Атомариуме» посетители могут узнать о базовых физических концепциях. Здесь размещена уникальная лаборатория, где проходят различные мастер-классы. 2,3 миллиона человек посещают музей «Атом» в год. «Музей должен становиться местом для воспитания мечтателей», — заявил Глеб Кулыгин.
Ирина Хорошун, куратор музея «БИОТЕХ», рассказала о глобальной роли музеев в научно-технологической инфраструктуре будущего. Раньше люди воспринимали научно-технологические музеи как «копилки» истории и ее артефактов. Но 20–30 лет назад ситуация начала меняться — на экспозициях появилась интерактивность. Теперь в музеях можно и взаимодействовать с экспонатами, и получать знания, что делает посещение интереснее, так как информация усваивается гораздо лучше. Также появились новые виды взаимодействия с аудиторией: новые форматы экскурсий, курсы, мастер-классы и многое другое. Все, конечно, началось с детей, которым скучно ходить по музеям, отметила Ирина Хорошун.
Однако в научной тематике только лишь визуальное восприятие очень трудно усвоить: «Ты никогда не поймешь, что вода мокрая, а ток колючий, пока их не потрогаешь». Взрослым такой подход тоже понравился. Музей БИОТЕХ имеет более 20 интерактивных инсталляций о применении биотехнологии: про производство вакцин, еду будущего, сити-фермерство, основы генетики, светящиеся в темноте растения и многое другое.
Ирина Хорошун отметила, что научные музеи повышают естественнонаучную грамотность населения и доверие общества к новым технологиям, а также разрушают опасные мифы и стереотипы. Кроме того, такие организации помогают старшим школьникам и студентам найти свой образовательный и карьерный трек. В конце концов, музеи обеспечивают полезный досуг.
Екатерина Глушенкова, руководитель департамента детских программ и проектов Политехнического музея, уделила особое внимание разнообразию форматов профориентации в организации. «В нашем случае профориентация ранняя», — отметила она. Например, самая масштабная выставка сейчас — «Политехнический музей: создавая будущее». Она идет менее двух месяцев, но ее посетили уже более 50 тысяч человек. Основная аудитория — дети от 5 до 18 лет.
Выставка посвящена отечественной инженерной школе, выдающимся российским ученым и инженерам-изобретателям, которые сделали свой вклад в развитие страны. «Проекты для детей и подростков носят в той или иной степени профориентационный характер», — обратила внимание Екатерина Глушенкова.
Лидия Лобанова, генеральный директор Музея Криптографии, поделилась историей возникновения этого научного музея. Сама идея родилась в 2019 году, а в 2021 году музей открыл свои двери для всех желающих. Выступающая отметила, что организаторы столкнулись с тем, что люди не знают, насколько развита в нашей стране школа криптографии. Поэтому задача была рассказать о ней понятно. Особенно важная аудитория — школьники. «Если мы сможем заинтересовать подростков, то мы сможем заинтересовать любого», — заявила она.
Однако это очень трудная задача, Нужно было представить экспонаты так, чтобы посетители были увлечены. В создании экспозиции организаторы стремились привнести как можно больше разных способов взаимодействия: не только сенсорные экраны с той или иной информацией, но и различные симуляторы (например, «Энигмы»).
Фаина Рублева, научный директор Московского Планетария, начала свое выступление со слов: «То, чем занимается планетарий, — это удивление, впечатление, вдохновение». Чтобы лекции, программы и другие проекты организации были качественными, музей сотрудничает с исследователями МГУ им. М. В. Ломоносова, а также институтов Российской академии наук.
Научная популяризация в планетарии проходит на разных площадках, например в Большом Звездном зале. Детей в науку Московский Планетарий приводит уже с пяти лет в рамках «Театра увлекательной науки». Также есть интерактивная экспозиция Лунариум. «Астрономия — это та наука, объекты которой сами по себе являются арт-объектами», — отметила Фаина Рублева. Возможности планетария позволяют также проводить нетипичные для таких организаций мероприятия — поэтические вечера, концерты и многое другое.
Сергей Самойленко, основатель Музея вулканов «Вулканариум», выступил с докладом об этой организации. Сам музей находится в городе Петропавловск-Камчатский. «Важно, чтобы люди увидели Камчатку такой, какая она есть», — отметил он. В музее также стремятся добавлять интерактивные части экспозиции, чтобы погрузить человека в контекст того, что очень трудно показать.
Леонид Гусев, проректор МГУ по информатизации, организации и сопровождению мероприятий, руководитель дирекции Фестиваля науки, отметил, что симбиоз различных музеев приносит результаты — фестиваль уже является международным, поделился выступающий. Однако он обратил внимание на то, что музеев науки в России не хватает. Одна из проблем — существующие подобные организации «просто не используются». Нужно разрабатывать сеть таких организаций по всей стране. «Было бы здорово, чтобы научный музей был площадкой для долгосрочного взаимодействия с аудиторией», — отметил он.
На мероприятии также состоялось обсуждение в формате «мирового кафе»: участники поделились на группы и в течение определенного времени обсудили ту или иную тему, после чего — поменялись. На стратегической сессии участники подискутировали на четыре темы. Первым направлением обсуждений стали тренды, которые определяют направления развития научных музеев и центров популярной науки. Среди них участники выделили то, что музей становится более практикоориентированным: то есть направлен не только на получение новых знаний, но и на проведение исследований в лабораториях. Также участники выбрали тренды на цифровизацию и монетизацию. Особое внимание эксперты уделили тому, что все чаще в производстве контента для научных музеев используется искусственный интеллект.
Представители научных музеев также предложили свои идеи на тему того, что можно обсудить в рамках деловой программы фестиваля Интермузей 2025. Во-первых, это проблема отсутствия коммуникации между музеями. Участники дискуссии предложили создать площадку для того, чтобы наладить контакт. Во-вторых, эксперты предложили помогать педагогам повышать квалификацию. Также, выступающие считают, что нужно обсудить, как лучше всего налаживать партнерство, что вообще можно считать музеем, как его открыть, как хранить и формировать коллекции и многое другое.
Участники внесли свои предложения по проектам и направлениям кооперации в рамках инициатив Десятилетия науки и технологий. Например, они предложили организовывать совместные медийные проекты, транспортно-логистическую поддержку музеев и школ, а также использовать рекламные площадки и даже оптимизировать регламент для обмена музейными экспонатами.
Инициатива «Наука как искусство» Десятилетия науки и технологий объединяет исследователей и представителей креативных индустрий. Благодаря этому появляется возможность представить научное знание с новой, необычной и интересной стороны. Научные музеи, а также мероприятия, связанные с популяризацией науки, — важная часть инициативы «Наука как искусство». О том, как крупнейшие музеи страны создают интерактивные экспозиции, привлекают самых маленьких к науке, а также об идеях, которые можно воплотить в будущем, поговорили эксперты в рамках мероприятия.