Науку и рабочие профессии обсудили на Форуме классных руководителей

На Форуме классных руководителей в Национальном центре «Россия» открылась выставка «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!». Тщательно подобранные экспонаты в четырех залах перенесут посетителей в каждую из представленных эпох: от самых истоков и становления в эпоху Петра I до системы советских профессионально-технических училищ.

Документы, архивные фото, символы эпохи — выставку можно будет посетить в Национальном центре «Россия» с 3 октября. Проект подготовлен по поручению Минпросвещения РФ Фондом Гуманитарных Проектов.

Сегодня выставку «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!» оценил председатель Правительства Михаил Мишустин вместе с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

На встрече с Михаилом Мишустиным побывал участник Форума классных руководителей, призер финального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года — 2024» Артур Явгастин из Оренбургской области. 

«Встреча прошла очень продуктивно, и дух предстоящего праздника, Дня учителя, присутствовал от начала и до конца. Проблемы, которые обсуждались, вопросы, предложения, все были актуальны. Они все не один день копились у каждого из нас. Учителя, мастера, директора и студенты — каждый высказал свое предложение, и все они встретили понимание у Михаила Владимировича», — рассказал Артур Явгастин.

«Самое главное в системе СПО — это люди. Хочу выразить искреннюю благодарность педагогам, мастерам, наставникам. Ваш профессионализм, преданность делу и готовность к постоянному развитию — фундамент успеха всего среднего профессионального образования России», — подчеркнул директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.

На Форуме классных руководителей на ток-шоу телеведущий и журналист Владимир Соловьев вместе с экспертами и учителями обсудил актуальные и «наболевшие» темы: бюрократическая нагрузка, роль родителей и школы в воспитании детей и с чего начинается престиж профессии.


«Сегодня образование — это не просто процесс передачи знаний, но и воспитание личности. Педагог, прежде всего, выступает наставником, который посредством личного примера формирует мировоззрение учеников, прививает ребятам традиционные духовно-нравственные ценности. Отмечу, что с 1 сентября 2025 года вступил в силу 704-й приказ, который перевел все образовательные заведения на единые программы преподавания и обучения. В течение учебного года мы проведем мониторинг ситуации и внесем определенные коррективы», — поделилась заместитель министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова.

Участником мероприятия также стала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Алена Аршинова. Она остановилась на достижениях отечественной системы образования и сделала акцент на воспитательной работе с детьми:

«Особое внимание мы уделяем созданию комфортной образовательной среды. Так, капитально отремонтировано уже более 5 600 школ. До конца года планируется завершить капремонт еще более 550 зданий. Кроме того, мы продолжаем бороться с бюрократической нагрузкой на педагогов детских садов, СПО и вузов. В 2023 году мы приняли закон, усиливающий главенствующую роль педагога. Воспитатели, учителя, преподаватели — основа системы образования, от них напрямую зависит качество обучения наших детей. Мы должны создавать педагогам лучшие условия работы».

«Вы представители самой консервативной профессии на Земле. Вы живете в век самых быстро изменяющихся технологий. Какие знания мы можем дать детям, которые они не опровергнут с помощью искусственного интеллекта? Вам придется в этих технологиях разбираться лучше, чем ученикам, чтобы увидеть, что работа, которую они вам приносят, это действительно то, что сделали они, а не то, что перед уроком за 10 секунд им выдал искусственный интеллект. При этом зачастую не имеющий ничего общего с реалиями», — обратился к участникам форума телеведущий и журналист Владимир Соловьев.

На площадке форума прошла дискуссия «Чего на самом деле хотят школьники от науки?», на которой обсудили, какие инструменты для развития интереса к науке может использовать педагог в Десятилетие науки и технологий. Партнером дискуссии выступила АНО «Национальные приоритеты».

«Центр знаний за три года работы накопил уникальный опыт подготовки управленцев — «гибких» стратегов для разных уровней системы образования. Мы отработали механизмы для эффективного развития современной школы, обучили высший кадровый резерв и продолжаем работать с директорским корпусом. Сегодня педагогическое сообщество страны сталкивается с рядом вызовов. Речь идет об исчезновении «монополии на знание», статусе и социальной роли учителей и применении передовых технологий, трансформирующих сферу образования. Команда «Машука» предоставляет педагогам в ходе образовательных программ «витрину» лучших практик и методик в области воспитания и наставничества», — отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.


40 учителей физики Форума классных руководителей из разных регионов России посетили Курчатовский институт. Педагоги посетили мемориальный комплекс первого на Евразийском континенте ядерного реактора Ф-1 и экспозицию, посвященную истории Курчатовского института. Познакомились с исследовательской инфраструктурой Центра, с Курчатовским специализированным источником синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов» и крупнейшей в России экспериментальной термоядерной установкой «Токамак Т-15МД».