Названы победители конкурса «Знаешь?Научи!»

Подведены итоги четвертого сезона Всероссийского конкурса научно-популярного видео «Знаешь?Научи!», который проводится в рамках объявленного Президентом РФ Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий. 15 человек стали победителями, еще 30 — призерами конкурса. Всего за 4 сезона конкурса учащиеся прислали более 10 тыс. видеороликов, в том числе около 2 тыс. было записано в четвертом сезоне.

«Участие в конкурсе позволяет ребятам проявить себя, получить ценный опыт и расширить горизонты своих интересов. Из сезона в сезон качество работ конкурса «Знаешь?Научи!» становится выше. Некоторые ребята с нами уже не первый год. Мы видим, как с каждым сезоном конкурса растёт их потенциал, они буквально взрослеют у нас на глазах. Мы видим, что будущее науки в надёжных руках», — отметила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.

С декабря 2024 года по начало апреля 2025 года участники в возрасте от 6 до 18 лет публиковали свои видео на научно-просветительской платформе «Атомариум», в которых рассказывали о научных теориях или явлениях. Они должны были соответствовать темам в представленных номинациях: «Электровижение», «Внекорабельная эра: будущее в космосе», «Авиация будущего», «Синтетические полимеры в медицине и агропромышленном комплексе» и «Дыхание — жизнь». Партнерами конкурса стали госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», ПАО «СИБУР-Холдинг» и ООО «ПСК Фарма».

«Впервые в четвертом сезоне конкурса «Знаешь?Научи!» появилась номинация «Электродвижение», учрежденная Госкорпорацией «Росатом». Атомная отрасль активно занимается развитием электротранспорта в нашей стране по принципу «от добычи до переработки». Производство ключевого компонента — аккумуляторной батареи — занимает в этой цепочке отдельную нишу. Компания-интегратор госкорпорации «Росатом», «РЭНЕРА», разрабатывает и производит такие решения для электромобилей, электробусов, тяжелой электротехники и др. Это перспективное направление, где ребята могут получить образование и стать востребованными специалистами. С большим интересом смотрели конкурсные работы и теперь с нетерпением ждем церемонии награждения, чтобы лично познакомиться с юными дарованиями и вручить им электросамокаты от госкорпорации «Росатом», — прокомментировала генеральный директор ООО «РЭНЕРА» Анастасия Михайлова.

Первоначально все ролики оценивались экспертным советом, который проверил все работы на соответствие правилам конкурса и выбранной номинации, оценил научность и креативность. В результате был сформирован шорт-лист из 135 полуфиналистов: по 27 участников в каждой номинации. Победителей среди них определяло жюри по семи критериям: ясность подачи материала, увлекательность видео, глубина освещения темы, сложность выбранной темы, творчество и воображение, сложность работы, мотивация и вдохновение. В состав жюри вошли ученые, представители бизнеса, создатели научно-популярного контента.

«Уровень видеороликов и знаний участников очень высокий! Все дети невероятно талантливые, креативные, а объясняют сложные вещи так просто, что даже нам, взрослым, какие-то теории и явления становятся понятнее. Смотреть на ребят и их работы было интересно, но выбирать финалистов — очень сложно! В любом случае те ребята, которые не прошли в финал, большие молодцы и им нужно продолжать заниматься тем, что им нравится. Они возьмут еще не одну победу. Где-то мы впереди, где-то позади, но любой опыт делает нас лучше и сильнее», — рассказала член экспертного совета конкурса «Знаешь?Научи!», заместитель председателя правительства Нижегородской области, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке и образованию при Президенте РФ Екатерина Солнцева.

«Перед жюри стояла задача выбрать победителя в каждой возрастной группе. При этом в каждой номинации на каждую возрастную группу было 9 финалистов. И что я заметила: младшая школа совсем не уступает старшей! Не может не радовать, что подрастающее поколение настолько погружено в науку. Конкурс «Знаешь?Научи!» — отличная возможность напомнить и детям, и их родителям, и нам, экспертам и жюри, что именно наука создает будущее, и повысить интерес подрастающего поколения к востребованным сейчас высокотехнологичным профессиям для создания кадрового потенциала в различных отраслях. Наша компания специализируется на терапии бронхолегочных заболеваний, и было отдельно приятно увидеть, что участники конкурса из младшей школы привлекли внимание сверстников к профилактике вредных привычек для сохранения и поддержания здоровья легких», — добавила член жюри, генеральный директор ООО «ПСК Фарма» Евгения Шапиро.

Призовые места распределились следующим образом.

Номинация «Электродвижение» (учредитель номинации — госкорпорация «Росатом»)

Старшая школа:

1 место — Екатерина Жаворонкина, МОУ Школа (Харп, Ямало-Ненецкий автономный округ), видеоролик — «Электрический двигатель».

2 место — София Канунникова, ГБОУ Гимназия № 402 (Колпино, Санкт-Петербург), видеоролик — «История отечественного электротранспорта».

3 место — Данила Беспалов, МБОУ СОШ № 72 (Хабаровск), видеоролик — «Электрическая Империя: Путь к Будущему».

Средняя школа:

1 место — Максим Запара, МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г. К. Жукова (Краснознаменск, Московская область), видеоролик — «Маглев — левитирующий поезд на электромагнитной подушке».

2 место — Полина Комарова, МБОУ Гимназия № 9 им. дважды Героя Советского Союза С.Г. Горшкова (Коломна, Московская область), видеоролик — «Чистая энергия будущего».

3 место — Варвара Боровая, ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска им. В.П. Чкалова» (Минск, Республика Беларусь), видеоролик — «Электромобиль и обычный автомобиль на одной парковке: места хватит всем!».

Младшая школа:

1 место — Мария Книпович, МАОУ Школа № 27 (Благовещенск), видеоролик — «Ручная молния».

2 место — Серафима Грищенко, МБОУ Гимназия № 1 (Жуковский, Московская область), видеоролик — «Электромобиль».

3 место — Дмитрий Ившин, МБОУ СОШ № 13 (Глазов, Удмуртская Республика), видеоролик — «Важный элемент».

 Номинация «Внекорабельная эра: будущее в космосе» (учредитель номинации — госкорпорация «Роскосмос»)

Старшая школа:

1 место — Глеб Галгаш, ГБОУ СОШ № 303 им. Фридриха Шиллера (Санкт-Петербург), видеоролик — «Скафандр космической миссии будущего».

2 место — Ева Семенова, МБОУ СОШ № 13 (Калуга), видеоролик — «Скафандр будущего».

3 место — Максим Паньковец, МБОУ Лицей № 24 (Волгодонск, Ростовская область), видеоролик — «4 уровня мультивселенной Макса Тегмарка».

Средняя школа:

1 место — Агата Огнева, ГБОУ УР «ЛИЦЕЙ № 41» (Ижевск), видеоролик — «Плюшевый космонавт».

2 место — София Михайлова, МБОУ Гимназия № 1 (Кострома), видеоролик — «Спутник в современном мире».

3 место — Дмитрий Жаворонков, ГБОУ Лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва), видеоролик — «Инженерное чудо. Индивидуальный космический дом».

Младшая школа:

1 место — Софья Воропай, МБОУ СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов (Дубна, Московская область), видеоролик — «Что общего между северным сиянием и электромотором?».

2 место — Дарья Тищенко, МАОУ СОШ № 95 им. К.Д. Ушинского (Тюмень), видеоролик — «Тайна чëрных дыр: что скрывает тёмное пространство?».

3 место — Таисия Кондратьева, МБОУ СОШ № 17 (Калуга), видеоролик — «Применение переохлажденных жидкостей в космических технологиях будущего».

Номинация «Авиация будущего» (учредитель номинации — ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация»)

Старшая школа:

1 место — Тимофей Ковалев, МБОУ «Псковский технический лицей» (Псков), видеоролик — «Почему люди не летают как птицы?».

2 место — Павел Чекмарев, МБОУ «СШ № 25» (Свободный, Амурская область), видеоролик — «Форсажная камера турбореактивного двигателя».

3 место — Алексей Домрачев, МБОУ «Верблюженская СШ» (Верблюжье, Омская область), видеоролик — «Чудо инженерии: как устроен самолет и почему он не падает?».

Средняя школа:

1 место — Егор Меркулов, ГБОУ Школа № 2070 им. Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна (Москва), видеоролик — «Будущий пилот о том, как летает самолёт».

2 место — Алиса Ким, МБОУ СОШ №3 (Королев, Московская область), видеоролик — «Полёт самолёта с трёх точек зрения».

3 место — Арина Гажий, МАОУ Школа №5 (Благовещенск), видеоролик — «Внутри кабины пилота: что делает пилот?».

Младшая школа:

1 место — Степан Черных, ГБОУ Школа № 1558 им. Росалии де Кастро (Москва), видеоролик — «Реактивное движение».

2 место — Юлия Пухова, ГБОУ «Гимназия № 631» (Санкт-Петербург), видеоролик — «Капсульная авиация».

3 место — Варвара Левченко, МБОУ «Гимназия № 11» (Балашиха, Московская область), видеоролик — «Авиация будущего на примере мифов и сказок».

Номинация «Синтетические полимеры в медицине и агропромышленном комплексе» (учредитель номинации — ПАО «СИБУР-Холдинг»)

Старшая школа:

1 место — Елизавета Федорова, МАОУ «Лицей № 35» (Челябинск), видеоролик — «Умные плёнки».

2 место — Карина Булгакова, МНБОУ «Лицей № 76» (Новокузнецк, Кемеровская область), видеоролик — «ПОЛИМЕРизируйся! Стань экспертом за 3 минуты!».

3 место — Дарья Родионова, МБОУ Гимназия № 1 (Задонск, Липецкая область), видеоролик — «Полимеры в жизни человека».

Средняя школа:

1 место — Артем Токарев, МОАУ СОШ 4 (Зея, Амурская область), видеоролик — «Синтетические полимеры и их применение в медицине».

2 место — Артем Зуйков, МБОУ ЦО № 27 (Тула), видеоролик — «Перенести воду в решете!? Я знаю как!».

3 место — Михаил Чередов, МАОУ Гимназия № 4 (Кстово, Нижегородская область), видеоролик — «Поколение Будущего. Полимеры».

Младшая школа:

1 место — Даниил Савостин, ГБОУ Школа № 491 «Марьино» (Москва), видеоролик — «Пицца «Пепперони» из биоразлагаемого пластика PLA».

2 место — Виктория Шушминцева, МБОУ Самусьский лицей им. академика В.В. Пекарского (Самусь, Томская область), видеоролик — «Урожай под крышей».

3 место — Алиса Семенова, МАОУ «Гимназия № 4 им. Героя Советского Союза, Почетного Гражданина Новгорода И.А. Каберова» (Великий Новгород), видеоролик — «Пчелка Маруся и полимеры: как они помогают фермерам».

Номинация «Дыхание — жизнь» (учредитель номинации — ООО «ПСК Фарма»)

Старшая школа:

1 место — Назар Дуксеев, МАОУ СОШ №1 (Нурлат, Республика Татарстан), видеоролик — «Дыхание Рядом».

2 место — Марта Дудкина, МОУ Лицей № 230 (Заречный, Пензенская область), видеоролик — «Вдох-выдох».

3 место — Екатерина Ремизова, МКОУ СОШ № 1 им. Героя Советского Союза М.А. Машина (Лиски, Воронежская область), видеоролик — «ХОБЛ».

Средняя школа:

1 место — Вероника Нетребина, МБОУ СОШ № 29 им. Г.К. Жукова (Симферополь), видеоролик — «Победим бронхиальную астму!».

2 место — Роман Тен, МБОУ СОШ № 20 (Абакан, Республики Хакасия), видеоролик — «Эволюция заботы о легких: от древности до наших дней».

3 место — Милана Дудкина, МОУ Лицей № 230 (Заречный, Пензенская область), видеоролик — «Если дунуть посильней».

Младшая школа:

1 место — Полина Моткина, МБОУ «Коммунарская СОШ № 3» (Коммунар, Ленинградская область), видеоролик — «Бронхиальная астма».

2 место — Александра Аристова, БОУ Гимназия № 139 (Омск), видеоролик — «Альвеолы — маленькие и важные».

3 место — Мария Милехина, МБОУ СОШ № 9 (Ступино, Московская область), видеоролик — «Как и чем мы дышим?».

«Попробовать себя в новой теме — создании научно-популярного контента, выйти за рамки комфорта, стало решающим фактором при принятии решения об участии в конкурсе. А тема пришла сама собой. Много лет мы занимаемся в детском театре и не понаслышке знаем, как важно правильное дыхание. В своих роликах мы хотели поделиться собственным опытом и лайфхаками по развитию правильного дыхания. Новость о том, что мы стали призерами, застала нас во Всероссийском детском центре «Алые паруса» в Крыму, поэтому нашу радость, ликование и восторг с нами разделили все участники смены «Время героев». Новость о нашей победе распространилась так быстро, что поздравления мы принимаем от ребят с других отрядов, кураторов программы, работников столовой и даже службы безопасности! Конечно же, такие победы окрыляют, заставляют двигаться вперед. Работа над созданием видео для конкурса «Знаешь?Научи!» настолько увлекла нас, что в ближайших планах создание научно-популярного медиаконтента, в котором нам бы хотелось заняться популяризацией науки среди наших сверстников», — прокомментировали сестры Марта и Милана Дудкины, призеры номинации «Дыхание — жизнь».

Победитель в номинации «Внекорабельная эра: будущее в космосе» в категории «старшая школа» Глеб Галгаш с детства увлекается наукой. Он читает книги на самые разные научные темы (от нейробиологии до космоса и вселенной), любит смотреть научно-популярные видеоролики и снимать свой контент. Глеб постоянно находится в медиа движении, подготовка от одного конкурса на научно-популярную тематику плавно перетекает в подготовку к следующему, а иногда он готовит разные медиаролики даже одновременно к нескольким конкурсам.

«Конкурс «Знаешь? Научи!» как раз совмещает в себе медиа и науку — сферы, которыми Глеб интересуется. Еще год назад после победы в 3 сезоне «Знаешь?Научи!» он очень вдохновился на участие в подобных конкурсах. Когда раздался звонок и нам сказали, что Глеб снова стал победителем, он обрадовался и как только закончил разговор, буквально вскочил с места и стал танцевать от счастья! Именно победа в 3 сезоне дала для него большой стимул, мотивацию и хороший старт. Думаю, что очередная победа в этом сезоне конкурса даст Глебу еще больше сил, уверенности и мотивации, чтобы идти вперёд, расти и развиваться, покорять новые вершины», — рассказала мама Глеба — Анна.

Также по итогам 4 сезона конкурса «Знаешь?Научи!» определен лучший наставник. Ей стала Левинсон Ксения Валерьевна из гимназии № 248 г. Санкт-Петербург. Именно под ее руководством больше всего учащихся записали видео для конкурса.

«Участие в конкурсе «Знаешь?Научи!» для меня стало важным шагом в развитии моих учеников и укреплении их уверенности в собственных силах, а также моим личным шагом в саморазвитии. Моя главная цель как наставника — вдохновить детей на творческое самовыражение и развитие навыков, которые пригодятся им в жизни. Я помогала участникам с идеями, консультировала по подготовке и вдохновляла их на создание ярких и познавательных видеороликов. В результате ребята не только успешно поучаствовали в конкурсе, но и получили бесценный опыт, который поможет им в будущем. Стать победителем в категории «Наставник» для меня — это признание того, что мои усилия и поддержка действительно важны и значимы для учеников», — поделилась лучший наставник, учитель английского языка гимназии № 248 г. Санкт-Петербург.

Кроме того, «Лицей Протвино» (Московская область) забрал победу как самая активная школа. На протяжении всего конкурса лицей вел канал на образовательной платформе «Сферум», публикуя научно-популярный контент, а ее ученики снимали видеоролики для конкурса «Знаешь?Научи!».

«За ярким учеником всегда стоит сильный наставник — участники конкурса «Знаешь?Научи!» ежегодно подтверждают это. И мы видим, что слаженный коллектив, инициатива педагогов, доверие детей и родителей к школе ведут команды к таким успехам, которых добился «Лицей Протвино» в конкурсе «Знаешь?Научи!». В этом году в нем приняло участие большое количество школ, и мы рады наградить победителя. Всех остальных приглашаем следить за конкурсом и обязательно принять участие в новых сезонах проекта!», — отметила руководитель группы продвижения «Сферума» Алена Макшанчикова.

Кроме детей, наставников и школ в конкурсе «Знаешь?Научи!» соревновались российские регионы в спецноминации «Марафон регионов». Всего в конкурсе приняло участие 82 субъекта, по итогам был сформирован топ-5 регионов, от которого больше всего детей приняло участие. Рейтинг возглавила Москва, за ней расположились Калужская область, Республика Татарстан, Луганская Народная Республика и пятерку замкнула Нижегородская область.

Церемония награждения победителей, в том числе лучшего наставника и лучшей школы, состоится 29 мая в столичном музее «АТОМ» на ВДНХ. Оплата проезда и проживания входит в призовой фонд.