Погребенный в VI веке до н.э. на берегу реки Кемь мужчина владел набором ценных для своего времени вещей — наборным поясом с бронзовыми бляшками, изображающими хищных птиц, пряжкой с изображением головы горного барана — архара, бронзовыми накладками, пронизками, полированным металлическим зеркалом, набором ножей, топоров и стрел, луком, а также мощным боевым чеканом, изготовленным из железа, превосходящим стандартные боевые топоры-клевцы того времени. Железо только начинало входить в оборот и использоваться для изготовления оружия, что придало находке дополнительную значимость.
«Случайно при распашке земель местные жители нашли несколько бронзовых вещей. Мы провели в этом месте раскопки и обнаружили погребение и другие предметы. В наборе оказались предметы вооружения, в том числе чекан крупных размеров, изготовленный из железа, а также бронзовое зеркало с крепежом под несколько кожаных ремней, набор ножей, бронзовые бляхи и пряжка наборного пояса. Железо вошло в широкий обиход в этой части света только через пять столетий, ближе ко II веку до н.э., в период расширения географии хуннуских (хунну) военных походов. Можно сказать, у обнаруженного воина был редчайший и передовой для его времени артефакт», — отметил заведующий лабораторией археологии Енисейской Сибири СФУ, доктор исторических наук Павел Мандрыка.
Воин похоронен по обряду кремации на стороне. Фрагменты обгоревших в погребальном костре костей захоронены вместе с костюмом и набором вооружения в могильнике.
«Небольшие бляшки в форме сдвоенных голов хищных птиц, повёрнутых друг к другу, выполнены с элементами скифо-сибирского звериного стиля. Этот стиль характерен для культур Верхнего Приобья (VI-V вв. до н. э.). Скорее всего, этот воин пришел с юго-запада, а не из Тывы и Минусинских котловин. И двигался он в обход современной красноярской лесостепи. Вместе с останками мы нашли детали, которыми декорировалась конская упряжь», — продолжил эксперт.
Павел Мандрыка уточнил, что воинами в те времена могли быть и женщины, и мальчики-подростки. Однако останки и вещи, найденные в могильнике, все же указывают на принадлежность мужчине. Зеркало и набор ударного и колющего оружия, извлеченные археологами, — обычный «воинский набор» древности: зеркала из полированной бронзы были показателями статуса, богатства и славы. Они могли выполнять, например, ритуальную функцию.