Новая система хранения повысит рентабельность использования водородного топлива

Ученые из Самарского государственного технического университета (СамГТУ) совместно с коллегами из Германии работают над созданием передовой системы транспортировки и хранения водородного топлива. Новый накопитель водорода даст возможность получать более безопасную топливную смесь, которая многократно снизит издержки водородной энергетики. Результаты исследования опубликованы в издании Fuel.

Водород сегодня широко рассматривается как альтернатива ископаемым энергоносителям. Однако высокая стоимость его транспортировки и хранения делают использование этого топлива нерентабельным. Для решения этой проблемы химики СамГТУ разрабатывают новую систему хранения водорода, в которой молекулы газа химически связаны с органическими носителями.

«Кроме общепринятых, но дорогих и небезопасных вариантов транспортировки водорода в сжиженном или сжатом виде под большим давлением или при очень низкой температуре, сегодня в мире исследуются технологии химического связывания. Это экономный и намного более безопасный подход», – отметил заведующий кафедрой газопереработки, водородных и специальных технологий СамГТУ Сергей Востриков.

За счет относительно простой обратимой реакции водород связывается бензинтолуолами (класс веществ-накопителей) и некоторыми другими органическими молекулами, получаемыми из нефти. Образующаяся жидкость является негорючей и обладает токсичностью не выше, чем дизель или другие распространенные топлива, а транспортировать ее можно при любой температуре в атмосферном давлении.

Выделение водорода из такой смеси возможно как на распределительных станциях, так и непосредственно внутри специальных перспективных двигателей. По консистенции смесь напоминает моторное масло. В дальнейшем специалисты намерены усовершенствовать состав органического носителя и найти новые катализаторы для более эффективного выделения водорода.