«Млекопитающие были вполне успешной группой во времена динозавров — они были очень разнообразны и занимали разные экологические ниши, — отметил ученый. — Были наземные, древесные, роющие, полуводные и даже планирующие млекопитающие. Конечно, им приходилось эволюционировать в условиях доминирования динозавров в наземных экосистемах. Видимо, все мезозойские млекопитающие были ночными животными, когда многие динозавры были не активны. Они могли быть активны в условиях пониженной температуры в темноте, в связи с их теплокровностью и хорошо развитыми обонянием и слухом. И сейчас примерно две трети видов млекопитающих сохраняют ночной образ жизни — это наследие эпохи господства динозавров».
По словам профессора Аверьянова, по поводу потомков прозалямбдалеста ученые еще не пришли к однозначному мнению. По одной из гипотез, этими потомками являются современные грызуны и зайцеобразные.
«Нужны более полные находки из самых верхних отложений позднего мела, чтобы подтвердить эту гипотезу. Раннемеловой прозалямбдалестес находится в самом начале этой эволюционной линии. В современной фауне трудно найти полного экологического аналога заламбдалестид. Это были наземные, хорошо бегающие и прыгающие животные, похожие по локомоции на современных африканских прыгунчиков. Но по строению зубной системы с мощными постоянно растущими передними резцами они больше походили на грызунов», — объяснил палеонтолог.
Prozalambdalestes cratodus — самое крупное плацентарное в комплексе млекопитающих Ховура. Его название связано с близким родом Zalambdalestes из позднего мела Монголии и отражает наличие мощных коренных зубов. От других заламбдалестид новая форма также отличается положением подбородочных отверстий, наклонно расположенными предкоренными зубами и широкими задними долями нижних коренных зубов.