Новые научные детские площадки открылись в Москве

В сентябре 2024 г. в Москве для самых юных исследователей открылись научные детские площадки. На них ребята в игровой форме узнают о достижениях отечественной науки и работе ученых: от физики и химии до экологии и астрономии. В столице для ребят доступны 14 научных детских площадок, а также шесть сооружений с элементами научных детских площадок.


Новые локации расположены в различных префектурах Москвы. Научные детские площадки — одна из инициатив Десятилетия науки и технологий.

Впервые концепцию первой Научной детской площадки представили во время II Конгресса молодых ученых в ноябре 2022 года на федеральной территории «Сириус». Она предполагала создание научного музея под открытым небом с возможностью через игру знакомить детей с наукой и технологиями: как действует электричество, какие бывают явления природы, что такое аэродинамика и тому подобное. Первая такая площадка была открыта 1 июня 2023 года в Сочи. Основной ее темой стал окружающий мир и тема экологии. В создании проектов научных детских площадок принимают активное участие российские ученые. Каждый проект проходит экспертную группу Координационного Совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

«Сегодня наша страна стремится достичь технологического лидерства — это в качестве одной из национальных целей развития России обозначил и Президент Владимир Путин. Благодаря научным детским площадкам, которые в Десятилетие науки и технологий открываются по всей стране, подрастающее поколение может в игровой форме погрузиться в сферу исследований, узнать больше о профессии учёного и, возможно, в дальнейшем связать свою жизнь с созданием новых разработок. В Москве уже открылось 14 научных детских площадок. Они помогают ребятам прикоснуться к науке, развить критическое мышление, творческий подход и любознательность. Подобных объектов будет становиться больше — до конца года планируется открытие более 40 научных детских площадок в различных регионах нашей страны», — отметил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.

Новые площадки в Москве были реализованы по концепции «Городская акустика». Она была создана для того, чтобы каждый ребенок мог познакомиться с физикой звука и света. Площадки оснащены интерактивными объектами, которые вовлекают ребенка в изучение физических эффектов — акустики, электричества и света. Как распространяются звуковые волны, а звуки музыкальных инструментов складываются в музыку оркестра? Почему тень от руки больше самой руки, как «звучат» точки и тире и как работает кинематограф? В интерактивном музее под открытым небом дети смогут узнать ответы на все эти вопросы.

Так, площадка, расположенная по адресу ул. Шереметьевская, д. 25, оснащена семью акустическими элементами. Например, конструкция «Слушай город» позволяет услышать шум мегаполиса, приложив ухо к специальной воронке и познакомиться с фокусом параболической антенны. Конструкция «Театр теней» поможет ребенку изобразить тенью фигуры животных или птиц на экране. Для этого нужно начать вращать рукоятку генератора, расположенного на экспонате. При достаточной скорости вращения ручки генератора в течение 15 секунд, на индикаторе заряда будет видно, что конденсаторы заряжены. Направленный луч света включится автоматически. Отдаляясь или приближаясь к источнику света, ребенок сможет управлять размером изображения.

Научная детская площадка, расположенная по адресу ул. Лукинская, д. 4, предлагает юным исследователям девять элементов акустического интерактива. Так, на площадке установлена «Азбука Морзе», состоящая из двух блоков и информационных стендов. На «передающем» блоке со стендом расположены: генератор, который дает заряд для передачи Азбуки Морзе в динамик второго блока; стенд с информацией о том, как зашифровать свое послание в сигналы Морзе, кнопка передачи. На втором блоке со стендом установлены: динамик, озвучивающий нажатия клавиши первого блока и стенд с таблицей дешифровки. Благодаря стендам с шифровкой и дешифровкой, ребенок может зашифровать послание Азбукой Морзе, а другой расшифровать его в символы русского алфавита. С помощью переговорных труб дети могут комментировать свои сигналы.

Настоящее научное соревнование открывает для ребят конструкция «Электрический лабиринт». Когда кольцо и труба держатся на расстоянии друг от друга, между ними остается воздух, который не проводит ток. В таком случае говорят, что цепь разомкнута. Но стоит этим двум элементам соединиться, и в цепи пойдет ток, о чем сообщит загоревшаяся лампочка и звуковой сигнал. Электролабиринт абсолютно безопасен для детей, поэтому изучать его можно вдвоем, играя наперегонки. Кто быстрее и с наименьшим числом касаний дойдет к финишу, тот и победит.

Кроме того, на научных детских площадках будет не скучно и взрослым. Каждый элемент площадки оснащен специальным QR-кодом, который открывает доступ для изучения образовательного контента. Откуда берется энергия, что такое электричество, почему мы слышим звуки — эти и многие другие материалы позволят с пользой и интересом провести время на площадке как юным, так и взрослым исследователям.

«Новые московские площадки, разработанные по нашей концепции, становятся местом, где игра и обучение идут рука об руку, где каждый ребенок может стать исследователем, изобретателем и новатором. Эта инициатива Десятилетия науки и технологий поможет расширить горизонты знаний ребят всех возрастов. Можно смело утверждать, что открытие новых научных детских площадок в России — это не просто шаг к развитию образования, это инвестиция в будущее нашей страны», — поделился руководитель проектов компании производителя площадок Сергей Ряжских.

На сегодня 29 научных детских площадок уже открыты для посещения в Иркутской, Ленинградской, Московской и Омской областях, Ямало-Ненецком автономном округе (4 площадки) и Ханты-Мансийском автономном округе — Югра, Краснодарском, Красноярском и Ставропольском краях, а также в Республике Крым и Москве (14 площадок). На специальном разделе сайта наука.рф расположен полный перечень работающих объектов, а также есть возможность ознакомиться с верифицированными концепциями научных детских площадок, на основании которых реализуются проекты, позволяющие прикоснуться к науке с самого детства. До конца 2024 года планируется открытие более 40 подобных научных детских площадок в различных регионах России.

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. Среди задач тематического Десятилетия – привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах развития науки для граждан России. Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

27-29 ноября 2024 г. на федеральной территории «Сириус» состоится ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий — IV Конгресс молодых ученых. Он объединит представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, ярких лидеров отечественной науки, а главное — молодых ученых, победителей конкурсов, получателей грантов, студентов и школьников из России и других стран.

В преддверии IV Конгресса молодых ученых запланировано проведение мероприятий-спутников. Они пройдут в Мурманской области (15-17 августа 2024 года), Республике Дагестан (18-20 сентября 2024 года), а также на Федеральной территории «Сириус» (26-28 сентября 2024 года). Кроме того, в Нижегородской области состоится мероприятие-спутник на базе ГК «Росатом» (ноябрь 2024 года), а в Республике Татарстан организатором выступит ПАО «Татнефть» (октябрь 2024 года)

Национальный проект «Наука и университеты» направлен на привлечение талантливой молодежи в науку, повышение вовлеченности профессионального сообщества в эффективное решение важных вопросов в научной сфере, а также формирование у граждан полного представления о прорывных достижениях российской науки при взаимодействии государства, научного сообщества и бизнеса.