Новый цифровой сервис оценит сенсорные особенности людей

Ученые Уральского федерального университета запатентовали приложение для оценки сенсорных особенностей людей. Сервис помогает определить, насколько эффективно мы используем зрительные, слуховые, тактильные, проприоцептивные (ощущение своего тела), вестибулярные, вкусовые, обонятельные системы, и понять, что можно улучшить. Оно также дает возможность выявить риски пребывания человека в среде и формирует рекомендации по поддержке сенсорных систем, которые имеют дефициты, уточнили в пресс-службе вуза.

Изначально приложение разрабатывали для детей с особенностями развития, но на сегодня может быть полезно пользователям любого возраста и состояния здоровья. Создание цифрового сервиса поддержал Российский научный фонд.

«Приложение рассчитано на любую возрастную группу, но в первую очередь будет интересно родителям и педагогам, которые хотели бы определить сенсорные функции у детей и выявить сенсорные дефициты. Кстати, по мнению известного педагога-психолога Энн Джин Айрес, зачастую неуспехи детей в школе определяются не задержкой развития или другими нарушениями, а непосредственно сенсорной дезинтеграцией. Приложение не позволяет определять физическое состояние слуха или зрения, оно направлено на оценку восприятия, то есть того, насколько целостно мы воспринимаем объект, распознаем его свойства, выделяем главное и второстепенное и так далее», — рассказала руководитель проекта, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии УрФУ Людмила Токарская.

ПО ее словам, нередко мы сталкиваемся с чем-то, что мешает нам концентрироваться, чувствовать себя комфортно и как следствие, к примеру, продуктивно работать. И, если взрослый человек учится с этим жить (может отследить этот момент и либо устранить его, либо адаптироваться), то ребенку сложнее, и ему нужна поддержка.

«Например, на концентрацию детей в школе или в садике могут влиять яркие оранжевые или красные стулья, в особенности, если таких предметов много. Также отвлекать от процесса обучения могут большие вещи, нависающие сверху. Мы можем неосознанно, но регулярно обращать на них внимание и опасаться, что что-то упадет на голову. И это тоже снижает нашу продуктивность. Если взрослый человек может в некоторых случаях понять, что его раздражает и нивелировать этот фактор, то ребенок, как правило, не может на это повлиять, и нам нужно помочь ему», — добавила Людмила Токарская.

Приложение апробировали в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В планах разработчиков — подключить к тестированию студентов и преподавателей.

«Мы также хотим разработать мобильную версию приложения, запустить сайт по сенсорному благополучию, где разместим приложение для скачивания. И в планах — создать сервис „Комфортная среда“, который поможет планировать дизайн и жилых, и рабочих помещений с учетом комфортного нахождения там: цветовое, фактурное сочетание и другие особенности», — перечисляет Людмила Токарская.

Работой заинтересовались девелоперы, которые обратились в УрФУ за экспертной оценкой особенностей различных сред: образовательных организаций, спортивных объектов, детских площадок, строящихся квартир, культурных пространств.


«Мы с коллегами работаем над созданием карт сенсорной безопасности различных объектов, протоколами оценки их благополучия. Иными словами, мы подсказываем, в каких условиях людям комфортнее обучаться, жить, работать, отдыхать. Какие цветовые решения лучше сочетать, предметы каких масштабов и так далее, как это влияет — за счет воздействия на зрение, обоняние, слух и другие рецепторы — на наше восприятие, продуктивность и ощущение комфорта. Конечно, мы не можем продумать универсальные требования, которые подойдут всем, но мы можем убрать откровенно раздражающие факторы, вызывающие дискомфорт», — отметила Людмила Токарская.