НЦФМ опубликовал записи лекций ведущих ученых

Завершилась IV Всероссийская школа Национального центра физики и математики по физике высоких энергий, ядерной физике и ускорительной технике. Записи лекций школы опубликованы на платформе VK Видео. Там же размещены записи лекций предыдущих научных школ НЦФМ 2025 года, посвященных сильным и сверхсильным магнитным полям, лабораторной астрофизике и геофизике, взаимодействию изотопов водорода с конструкционными материалами, физике элементарных частиц и космологии.

Научные школы НЦФМ проходят в рамках инициативы «Третий семестр» Десятилетия науки и технологий.

IV Всероссийская школа НЦФМ по физике высоких энергий, ядерной физике и ускорительной технике проходила с 28 июля по 1 августа 2025 года. Молодые ученые, принявшие в ней участие, узнали об актуальных проблемах ядерной физики и физики элементарных частиц, прослушали лекции об ускорителях заряженных частиц и новых проектах научных установок. Лекции для участников Школы читали ведущие ученые из академических институтов и крупнейших российских вузов.

Например, Александр Мильштейн, заведующий теоретическим отделом Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН, рассказал о физике высоких взаимодействий. Лекцию о ядерной физике и астрофизике прочитал Леонид Григоренко, главный научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований, а Иван Логашенко, заместитель директора по научной работе Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН, — об экспериментах на е+е- коллайдерах и проекте ВЭПП-6. Другие лекции были посвящены адронной фотонике, ядерной фотонике, физике тяжелых кварков, проекту источника моноэнергетических гамма-квантов и другим темам.

Записи всех лекций, прочитанных в рамках Школы, опубликованы на платформе VK Видео. На ней же размещены выступления ведущих ученых и в рамках предыдущих научных школ НЦФМ. Например, опубликованы лекции, прочитанные в рамках III Школы по физике элементарных частиц и космологии им. В.А. Рубакова, которая прошла 7-11 июля 2025 года. 

На ней выступили специалисты Института ядерных исследований РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Горбунов и старший научный сотрудник Сергей Демидов, ведущий инженер Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга Наталья Порайко, старший научный сотрудник Московского физико-технического института Эдвард Мусаев, профессор Университета им. Франсуа Рабле (Франция) Михаил Волков. Они рассказывали молодым ученых о гравитационных волнах и их источниках, эффективном потенциале в теории поля, феномелогии и космологии моделей скрытого сектора с легкими частицами, солитонных решениях в Стандартной модели физики частиц и ее обобщениях, а также о моделях супергравитации.

На III Всероссийской школе по экспериментальной лабораторной астрофизике и геофизике, которая прошла 23-27 июня 2025 года, российские ученые прочитали лекции об актуальных задачах астрофизики, геофизики и космической физики: от поиска потенциально обитаемых экзопланет до моделирования молний в лабораториях.

На XVIII Международной школе им. А.А. Курдюмова «Взаимодействие изотопов водорода с конструкционными материалами», состоявшаяся 30 июня — 4 июля 2025 года, прозвучали доклады, посвященные кинетике и термодинамике взаимодействия изотопов водорода с твердыми телами, механическим свойствам и структурным превращениям материалов в среде водорода, гидридам и гидридным превращениям.

Также 19-23 мая 2025 года прошла III Всероссийская школа по проблемам исследований в сильных и сверхсильных магнитных полях. На ней специалисты НЦФМ рассказали о создании уникальной лаборатории класса «мидисайнс» с линейкой установок сильных магнитных полей (до 75 Тл), а также об уникальном комплексе оборудования для работы с взрывомагнитным генератором сверхсильных магнитных полей МК-1. Также в рамках Школы эксперты обсуждали генерацию, применение и моделирование магнитных полей, актуальные достижения в передовых областях исследований намагниченных сред: от спинтроники до термодинамических свойств редкоземельных интерметаллидов.

Инициатива «Третий семестр» Десятилетия науки и технологий направлена на развитие сезонных школ для студентов, аспирантов и молодых ученых. Цель сезонных школ — помочь в развитии навыков, которые пригодятся в научной деятельности и обычной жизни.