Онлайн-обучение трансформирует тело — исследование ТГУ выявило устойчивые физиологические изменения

Учёные факультета физической культуры Томского государственного университета исследуют проблему трансформации человека, обучающегося в цифровой среде. При этом они фокусируются не на психологических аспектах, а на физиологии: работе мозга, сердца, выработке гормонов стресса и других параметрах. Первые результаты показали, что онлайн-обучение приводит к изменению ряда показателей у студентов. Исследование проводится при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».

«Массовый переход человечества в формат онлайн произошёл вынужденно в пандемию. Но и после её окончания многие продолжают работать и учиться в цифровой среде, поскольку такая форма имеет ряд серьёзных преимуществ и продолжает набирать популярность», — говорит руководитель проекта, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, физиологии и спортивной медицины ФФК ТГУ Леонид Капилевич. — «Психологи, философы, социологи довольно активно исследуют влияние цифровой среды на человека. Мы решили посмотреть на это более конкретно — выяснить, есть ли влияние на уровне физиологии».

В исследовании принимали участие группы студентов ТГУ. Учёные оценивали ряд параметров, включая давление, сердцебиение, электрическую активность головного мозга, уровень гормона стресса — кортизола и других. Было поставлено несколько экспериментов с добровольцами, например, студенты сдавали зачёт в трёх вариантах: лично преподавателю, с прохождением тестов на компьютере и с использованием Chat GPT.

Первичные результаты показали, что физиологические изменения действительно есть. Например, в том, что касается работы сердечно-сосудистой системы. При контакте с преподавателем студенты чаще волнуются и испытывают больший стресс, нежели при компьютерном тестировании.

«Вместе с тем мы обнаружили, что при сдаче зачёта онлайн у испытуемых снижается сосредоточенность — они не могут так же быстро и чётко решать задачи, — поясняет Леонид Капилевич. — Наши исследования подтверждают: онлайн-обучение, включая VR-форматы, при всех преимуществах имеет серьёзные недостатки. Главный из них — разрыв между виртуальными и реальными навыками. Это похоже на вождение: можно идеально управлять машиной в симуляторе, но растеряться на настоящей дороге».

Эта тенденция заметна уже сейчас и, по мнению учёных, будет нарастать. Поэтому следующим шагом в исследованиях станет поиск путей решения проблемы. Исследователи рассматривают несколько вариантов. Один из них связан с параллельным выполнением действий в виртуальной и реальной среде, например, как фиджитал-спорт. В эксперименте студенты-участники занимались аэробикой в VR-очках.

Ещё один вариант, который пробуют исследователи, — это искусственная сшибка, преднамеренное столкновение нервных процессов в коре головного мозга. Оно может иметь разное влияние на мыслительную деятельность — как угнетающее, так и стимулирующее.

«Например, во время зачёта на каком-то этапе студенту предлагается дать заведомо неправильный ответ, — объясняет Леонид Капилевич. — Это психологически тяжело. Но после такого ответа человек должен вернуться на правильную линию мышления».

Итогом исследований учёных ТГУ станет модель, которую можно будет адаптировать к разным сферам обучения с учётом профиля специальности. Результаты своей работы участники проекта представят в конце 2025 года.