Отечественное ПО нового поколения предотвратит обледенение самолетов

Компьютерные программы, разрабатываемые учеными Московского авиационного института (МАИ), помогут бороться с обледенением самолетов. Модели позволят с высокой точностью описывать процессы на обтекаемой газом поверхности и в областях течения с высокой степенью термодинамической неравновесности, сообщается  на сайте Минобрнауки РФ.

«Первым делом в полете обледеневает лобовая часть крыла. При образовании наледей роговидной формы резко падает подъемная сила крыла, что и становится причиной многих авиационных происшествий при взлете и посадке. Чтобы в дальнейшем разрабатывать какие-то более эффективные средства от обледенения, вначале нужно научиться прогнозировать форму нароста и влияние этой формы на потоки воздуха, обтекающие крыло», — отметил соавтор исследований, ассистент кафедры 105 «Аэродинамика летательных аппаратов» МАИ Максим Березко.

Разработка позволила ученым решить фундаментальную задачу о течении газов в окрестности тонкой и острой передней кромки крыла, воздухозаборного устройства летательного аппарата и в слое Кнудсена (слой толщиной в несколько длин свободного пробега частиц – прим. ред.). По словам авторов, подобные физико-математические решения существовали и ранее, однако в отличие от предшественников их разработки обладают точностью: содержат меньше упрощений и допущений.

Программы специалистов из МАИ могут стать востребованными и в других областях промышленности, где производственные процессы характеризуются наличием разреженной газовой среды или плазмы, а также высокоскоростных потоков газа, взаимодействующих с потоком газа поверхности. Среди перспективных сфер применения ученые называют аэрокосмическую технику и микроэлектронику. Также разработки могут использоваться для улучшения работы бытовых приборов - например, кондиционеров. С помощью программы можно будет поддерживать оптимальный уровень влажности в комнате за счет более точного определения количества водяного пара, который конденсируется внутри устройства.

В будущем разработки коллектива будут использованы при создании программной части межотраслевой платформы аэродинамического проектирования МАИ. Работы над физико-математическими моделями ведутся под руководством Юрия Никитченко, старшего научного сотрудника, профессора кафедры 105 «Аэродинамика летательных аппаратов» МАИ, в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки РФ.