Павел Сухой: 130 лет со дня рождения гения советского авиастроения

130 лет назад, 22 июля 1895 года, родился Павел Осипович Сухой – один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

В 1914 году Павел Сухой окончил Гомельскую гимназию с серебряной медалью, проявив при этом особые успехи в математике и физике. А уже в сентябре Павел Сухой приступил к учебе на математическом отделении физико-математического факультета Императорского Московского университета, но, желая продолжить дальнейшее свое обучение в Императорском Московском техническом училище (ныне – МГТУ имени Баумана), в июне 1915 года он подал прошение о зачислении на первый курс и в сентябре приступил к занятиям на механическом отделении. 

Павел посещал лекции профессора Николая Жуковского, занимался в его кружке воздухоплавания вместе с Андреем Туполевым и будущими выдающимися авиационными инженерами. Руководителем дипломного проекта Сухого стал авиаконструктор Андрей Туполев, который и разглядел талант в молодом специалисте.

В октябре 1930 года Павел Сухой стал заместителем главного конструктора Андрея Туполева и возглавил Бригаду № 4, получив возможность самостоятельно руководить разработкой и постройкой самолетов. Это стало основой формирования конструкторского коллектива будущего авиационного бюро. 

В 1939 году было основано знаменитое опытно-конструкторское бюро Сухого, где разрабатывались самые современные самолеты. Те, что проектировались под руководством Павла Сухого, стали носить обозначение «Су». Это бюро и сегодня остается одним из мировых лидеров в авиастроении, продолжая традиции своего основателя.

Еще до объявления указом Президента России Десятилетия науки и технологий авиационные комплексы оперативно-тактической авиации ОКБ Сухого стали прочной основой национальной безопасности России. Залог этого успеха – конечно же, коллектив ОКБ, те люди, которые создают самые современные летательные аппараты. Еще одна важная составляющая успеха – применение передовых технологий в проектировании, испытании и производстве новой авиационной техники. За годы работы ОКБ Сухого произвело свыше 100 моделей самолетов и их модификаций, большинство из которых стали неотъемлемой частью боевой авиации страны.

«Важными направлениями нашей деятельности являются дальнейшее развитие экосистемы пятого поколения, беспилотные роботизированные системы, создание опционально пилотируемой или пилотируемой системы нового поколения», — ранее отмечал Михаил Стрелец, Генеральный конструктор ОКБ Сухого.

Павел Осипович работал до последних дней своей жизни. Он заложил фундамент для современной авиационной отрасли, создал технику, которая стала символом прочности, инноваций и превосходства. Авиаконструктор ушел из жизни в 1975 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.