Один из разработчиков — профессор кафедры фундаментальной прикладной физики САФУ Дмитрий Макаров подчеркнул, что датчик найдет применение как в бытовой сфере, например, в электромобилях, так в промышленной среде — там, где нет постоянного доступа к электроэнергии.
«Он актуален для арктических условий, потому что в холоде, как известно, аккумуляторы быстро разряжаются. И правильный оптимизированный способ работы, может продлить их службу», — рассказал Дмитрий Макаров.
До этого датчики делились на те, которые могут измерять миллиамперы и те, которые могут измерять сотни ампер. Первые выходили из строя при повышении тока, вторые не обладали чувствительностью к малым значениям. Потребность в универсальном приборе возникла давно, над решением работали ученые Китая и Японии, где электротранспортом пользуется большая часть населения. Но нашли его в лаборатории диагностики углеродных материалов и спиново-оптических явлений в широкозонных полупроводниках САФУ. Здесь использовали уникальные квантовые свойства монокристаллических алмазных пластин с NV-центрами и прочностные свойства самого алмаза.
Первые эксперименты с использованием NV-центров для измерения тока в САФУ провели в начале года. Они подтвердили возможность создания прибора на основе искусственно-выращенных алмазов. Но экспериментальная установка была слишком большая и не годилась для широкого применения.
К ноябрю 2024 года специалисты лаборатории создали компактный прототип для применения в различной технике. Впереди — поиск решений для дешёвого датчика, который можно будет встраивать в мобильные телефоны и другие приборы, где используются аккумуляторные батареи.
Еще одно достоинство широкодиапазонного датчика тока, созданного учеными САФУ — алмазная составляющая: он будет устойчив к радиации и не будет выходить из строя в космосе или рядом с ядерными реакторами.