В Десятилетие науки и технологий в регионах России будут построены научные детские площадки. На них ребята в игровой форме смогут узнать о достижениях отечественной науки и работе ученых: от физики и химии до экологии и астрономии. Строительство первых площадок запланировано на май-июнь 2023 года.
В течение ближайших двух лет научные детские площадки появятся не менее чем в тридцати российских городах. На них будут размещены игровые объекты по направлениям науки, которые широко представлены в том или ином населенном пункте и рассказывают об основных законах природы. Цель – создать интерактивный музей под открытым небом, где через игру дети смогут узнать, что такое электричество, как устроена солнечная система, какова скорость распространения звука и как вычислить скорость движения.
«Мы планируем привлечь всех технологических лидеров России и совместно, в соавторстве, разрабатывать научные площадки, показывать ребятам разработки и технологии, чтобы в дальнейшем у них возникало чувство гордости, и они с уверенностью шли в научные сферы. Проект будет интересен детям и взрослым. Научные объекты на детских площадках будут оснащены QR-кодами, перейдя по которым родители и дети смогут получать не только простые пояснения о научной значимости объекта и принципах его работы, а также просмотреть просветительское видео и узнать о возможностях получения профильного и общего образования в родном регионе», — рассказала в ходе встречи с Президентом Владимиром Путиным на II Конгрессе молодых ученых член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, председатель экспертной группы по верификации научной составляющей проекта «Научные детские площадки», директор малого технологического университета БГТУ им. В.Г. Шухова Наталья Алтынник.
Проект первой научной детской площадки был представлен в декабре 2022 года на II Конгрессе молодых ученых – компанией «Лебер», ведущим разработчиком, производителем и поставщиком подобных решений на отечественном рынке. Обсуждению инициативы «Научные детские площадки» также была посвящена специальная сессия. Представители научного сообщества, государственной власти и бизнеса решали, как прийти к тому, чтобы университет для самых маленьких появился в каждом дворе и стал точкой притяжения для детей и их родителей.
«Мы спрашивали у школьников и у детей в детском саду о том, кто такой ученый и чем он занимается. Дети сказали, что ученый – этот тот, кто много учится, может что-то починить, изобрести. Это действительно является показателем того, что все наши старания вовлечения молодежи в науку не напрасны, и мы работаем в верном направлении. Касательно механизмов распространения, сейчас существует рейтинг научно-технологического развития региона, показатели этого рейтинга будут меняться, и, возможно, необходимо ввести, как один из критериев оценки, наличие научных детских площадок. Тогда регион будет заинтересован. Производителям я хочу посоветовать предлагать такие научные детские площадки, которые будут учитывать специфику региона. Тогда мы с самого раннего возраста будем вовлекать детей в науку и помогать поступать в местные вузы, а не уезжать за физикой в столицу», — отметила ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Татьяна Мамонтова.
Как будут выглядеть научные детские площадки, было определено по итогам ряда конкурсов, в том числе конкурса «Нарисуй науку», который направлен на разработку концепций при участии детей и ученых – дети приняли участие в разработке и стали соавторами «умных» площадок. Лучшие работы начали интегрировать в проекты научных детских площадок и на их основе создавать малые архитектурные формы. Второй конкурс – «Развитие – Сопр» (социально ориентированные проекты) – поддержал компании-представителей малого бизнеса, желающих создать концепции и установить научные детские площадки. Победителем первого конкурса «Развитие – Сопр» стала компания «Телеконт», развивающая Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) в городе Жуковском Московской области. Финансовую поддержку проектам окажет Фонд содействия инновациям.
«Площадки должны в игровой форме стимулировать интерес детей к научным дисциплинам, к основам высокотехнологичной промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению, вопросам улучшения экологической ситуации. Для этого дошколятам и маленьким школьникам не надо ехать в областные и даже районные центры, где уже появились объекты аналогичной направленности – научные музеи, кванториумы. Научные детские площадки должны стать элементами каждодневной комфортной среды обитания придомовых территорий», — отметил доктор технических наук, советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Бортник.
При создании научных детских площадок и оценке конкурсных проектов учитывались комфорт и безопасность. Например, детские площадки должны быть удобными для посещения и самостоятельного использования детьми, находиться в шаговой доступности от домов или образовательных учреждений на открытом воздухе, иметь антивандальную защиту. Важно, чтобы проекты, а затем – и сами площадки соответствовали идее инициативы «Научные детские площадки» Десятилетия науки и технологий и в игровой форме могли заинтересовать детей наукой и профессией ученого.
Глобальная задача – распространить в масштабах всей страны опыт проектирования площадок, на которых ребенок не только развивается физически, но и познает базовые научные принципы. В настоящее время уже сформирован каталог научных детских площадок для работы с регионами, в котором представлено семь альтернативных проектов, включающих 18 концепций. Также в 2022 году создан и представлен проект научной детской площадки в Сочи, который будет реализован в 2023 году. Разработаны эскизы и концептуальное наполнение площадок для городов Дубна и Жуковский Московской области (консультационное сопровождение проекта ведут Объединенный институт ядерных исследований и Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского). Министерство просвещения России разработало проект научной детской площадки в «Артеке».
Инициатива поможет кардинально изменить отношение к детским площадкам и инфраструктуру развивающего досуга на открытом воздухе.
Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с участниками II Конгресса молодых ученых и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва в области науки и образования, состоявшейся 1 декабря 2022 года. В одном из поручений глава государства рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации проекта «Научные детские площадки», предусмотренного планом проведения в России Десятилетия науки и технологий, в том числе в рамках реализации программ благоустройства городских пространств и проектов создания комфортной городской среды.