Первый в России вездеход на водородном топливе испытали в Подмосковье

В России впервые представили прототип водородного вездехода «Русак». Уникальный инженерный образец, разработанный для Международной арктической станции «Снежинка», способен преодолевать до 500 км без дозаправки, развивать скорость до 60 км/ч и перевозить восемь пассажиров с грузом массой до 2,5 т. А инновационная энергетическая установка генерирует электричество за счет переработки водородного топлива.

В Подмосковье на Международной конференции по водородной энергетике (организатор — Национальный нефтегазовый форум) МФТИ, компания «РТ-Развитие бизнеса» и Министерство промышленности и торговли РФ представили первый в России водородный полигон. На нем продемонстрировали ключевые российские технологии водородной энергетики: первый российский водородный вездеход «Русак», водородную заправочную станцию, станции электролиза и хранения, проект перевода парка карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн на водородное топливо, сообщили в пресс-службе МФТИ.

Водородная энергетика — одна из самых обсуждаемых тем в мировой и российской повестке. Водород используется как чистое топливо для техники, работающей в сложных условиях — от карьеров до магистралей. Он обеспечивает большую автономность, быструю заправку и совместимость с существующими энергетическими системами.

«Главные преимущества водородной энергетики — экологичность и плотность энергии. Водород превосходит по этому показателю даже лучшие аккумуляторы в два-три раза. Так, заменяя даже часть аккумуляторов на водородную систему, мы получаем большую дальность хода или грузоподъемность. Именно поэтому водородная технология сегодня наиболее перспективна для большегрузного транспорта: поездов, судов, карьерных самосвалов и водоробусов, где это коммерчески оправдано. А если это коммерчески выгодно и экологически чисто — это и есть будущее, которое уже наступает», — подчеркнул Юрий Васильев, генеральный директор Инжинирингового центра «Автономная энергетика» МФТИ/«РТ-Развитие бизнеса».

Полигон водородных технологий и полигон ходовых испытаний водородного транспорта Инжинирингового центра «Автономная энергетика» (совместной компании «РТ-Развитие бизнеса» и МФТИ) — живые площадки, где технологии представлены в работающем, а не макетном виде.

Один из главных экспонатов полигона — первый российский водородный вездеход «Русак К-10». Он способен проходить до 500 км без дозаправки и развивать скорость до 60 км/ч с 8 пассажирами и грузом весом до 2,5 тонн. Гибридная силовая установка вездехода работает от водородного топливного элемента, который питает группу тяговых литий-ионных аккумуляторов.

«Это экологически чистая технология: в основе лежит химическая реакция между водородом из бортовой системы хранения и кислородом из воздуха. В результате этой реакции вырабатывается электрический ток и образуется вода, которую можно увидеть в виде пара из „выхлопной трубы“. Полученное электричество питает аккумуляторы и электромоторы, которые и приводят машину в движение», — пояснил Юрий Васильев.

Вездеход разработан для Международной арктической станции «Снежинка» (проект ИЦ «Автономная энергетика» и МФТИ), а также служит испытательным стендом для отработки будущей гибридной энергоустановки карьерного самосвала.

Инженеры представили и водородные БПЛА для сельского хозяйства грузоподъемностью до 10 кг с мобильным заправочным комплексом, включающим электролизную станцию.

Полный водородный цикл, необходимый для работы водородного транспорта, обеспечивает электролизная станция, станция хранения водорода и водородная заправочная станция. Она позволяет заправлять 100 кг водорода в сутки давлением до 700 бар различные транспортные водородные системы, которые соответствуют международному стандарту, включая вездеход «Русак».

На полигоне также представили большой макет проекта перевода парка карьерных самосвалов горно-обогатительного комбината на водородное топливо. ИЦ «Автономная энергетика» при поддержке Минпромторга России и совместно с компанией «БелАЗ» реализует крупный проект создании карьерных самосвалов, работающих на водородных топливных элементах, а также заправочной инфраструктуры для них.

«Наша главная амбиция — создать полный логистический комплекс, включая технику и заправочную инфраструктуру. Наш проект объединит в одном форм-факторе все передовые технологии: беспилотное управление и водородную силовую установку. По нашим расчетам, такой комплекс может заменить парк из 30 дизельных 220-тонных самосвалов с годовым экономическим эффектом около миллиарда рублей», — рассказал Федор Куликовский, директор по проектам компании «РТ — Развитие бизнеса».

«Водородный полигон МФТИ убедительно демонстрирует, что водородная энергетика в России — это уже не проект будущего, а состоявшаяся реальность. Эта уникальная площадка является мощной платформой для отечественных разработок, где идеи, поддержанные Минпромторгом в рамках около 30 НИОКР, проходят полный цикл испытаний: от производства водорода до его практического применения. Успешная апробация технологий в таких условиях дает хороший старт для их широкого внедрения и запуска пилотных проектов в ключевых регионах страны. Наша задача — обеспечить максимальную поддержку этим решениям для их скорейшего перехода на промышленный уровень», — заключил Матвей Айрапетов, заместитель директора Департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.