Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко и министр просвещения РФ Сергей Кравцов поздравили российскую школьную команду с победой в 44-м Пекинском молодежном конкурсе научного творчества. Пять российских школьников получили высшие оценки жюри и завоевали медали в своих секциях.
Вице-премьер поздравил ребят и отметил важность поддержки молодых талантов в научно-технологической сфере.
«Успех наших ребят на международной арене – результат системной работы по поддержке школьников, реализуемой, в том числе в рамках национального проекта «Молодежь и дети». Мы создаем все необходимые условия, чтобы юные исследователи могли в полной мере раскрыть свой потенциал, разрабатывать прорывные решения и в будущем внести вклад в обеспечение технологического лидерства страны. Все это работает на решение задач, поставленных нашим Президентом Владимиром Владимировичем Путиным», – заявил Дмитрий Чернышенко.
«Поздравляю нашу сборную с высоким результатом на Пекинском молодежном конкурсе научного творчества. Ваши исследования – это вклад не только в будущее нашей страны, но и в развитие мировой науки. Сегодня мы уделяем особое внимание естественно-научным дисциплинам. Именно они открывают перед нами новые горизонты, помогают решать глобальные проблемы и улучшают качество жизни миллионов людей. Ваши успехи вдохновляют сверстников, показывают, что наука – это интересно и перспективно. Уверен, впереди вас ждут большие открытия и достижения», – сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Все пять российских участников получили высшие оценки жюри конкурса. Конкурс «Ученые будущего» направлен на поддержку одаренных детей, развитие у школьников интереса к изучению точных, естественных и инженерных наук, создание условий для интеллектуального развития учащихся, распространение и популяризацию научных знаний и повышение педагогической квалификации преподавателей России и других стран.
Мария Береснева из Москвы выиграла в секции «Биология и науки о жизни» с работой «Новые данные о размерной структуре популяции морских стрелок Parasagitta elegans в Кандалакшском заливе Белого моря». Исследование возрастной структуры Parasagitta elegans в Кандалакша-Бухте Белого моря проводилось в основном в летний период. До настоящего времени данные о пространственно-возрастной структуре в осенне-зимне-весенний период были скудными. Поскольку реконструкция жизненного цикла вида в Белом море требует изучения пространственно-возрастной структуры стрелковых червей в течение всего года, это стало целью работы Марии. Полученные данные на начальном этапе исследования позволили впервые описать закономерности изменения размерного состава популяции P. elegans в Кандалакшском заливе Белого моря в осенне-зимне-весенний период. Ожидается, что исследования продолжатся в течение полного годового цикла. Это позволит получить полную картину изменений в возрастной и размерной структуре популяции стрелковых червей в исследуемой области и для реконструкции жизненного цикла P. elegans в Белом море.
Дмитрий Наконечный из Севастополя выиграл в секции «Программирование» с работой «Разработка алгоритмов распознавания жестов для беспилотных аппаратов». Дмитрий разработал и внедрил алгоритм управления, который позволяет получать, например, команды от аквалангиста для автономного подводного аппарата (АНПА) с помощью распознавания жестов. Это открывает новые возможности для взаимодействия человека с устройством в автономном режиме без необходимости передавать команды по проводам, радио или гидроакустическому каналу. Эти результаты позволят значительно расширить область применения автономных подводных аппаратов и повысить эффективность их использования в различных сферах деятельности.
Андрей Маслов из Иваново занял призовое место в секции «Математика» с работой «О двусторонних паттернах на кубике Рубика». В ходе своей 50-летней истории кубик Рубика неоднократно становился объектом исследования для математиков и программистов. Но есть одна «грань» кубика, о которой мало кто задумывался — двусторонние мозаики из кубиков. Андрей занимается мозаиками из кубиков несколько лет, создаёт картины, которые выставляются на выставках в России и за рубежом. Его увлечение мозаиками заставило задуматься: а что, если изображение будет не только на лицевой стороне мозаики, но и на обратной? Какими могут быть эти изображения? Можно ли собрать кубик таким образом, чтобы на одной стороне была любая комбинация цветов, и на обратной стороне также была любая цветовая схема? Предложенный Андреем метод позволяет собрать любой зеркальный двусторонний паттерн в инверсивных цветах на противоположных гранях кубика Рубика и создавать двусторонние мозаики любых размеров с зеркальным инверсивным изображением на обратной стороне. Результаты исследования позволяют формулировать новые математические задачи для теории групп и смежных областей исследования.
Михаил Елисеев из Москвы выиграл призовое место в секции «Химия» с работой «Электромагнитная жидкость. Наномешалки». Идея проекта заключается в создании магнитной жидкости, состоящей из жесткомагнитных нанопластинок, которые могут вращаться под воздействием поля в жидкости. Ориентация частиц может влиять на ионный транспорт и, следовательно, изменять проводимость коллоида.
Диана Имаева из Раменского стала призером в секции «Физика и астрономия» за работу «Исследование возможности использования вихревых труб на водородных электростанциях». Суть вихревого эффекта заключается в разделении газа на две фракции при завихрении в цилиндрической или конической камере. На периферии образуется завихренный поток с более высокой температурой, а в центре — завихренный охлажденный поток. Таким образом, использование вихревой трубы на водороде позволяет генерировать водородные потоки температур, которые могут быть использованы для производства горячей воды и для охлаждения в холодильных камерах (например, в складах для хранения скоропортящихся продуктов).
НАУКА 0+ проводится с 2006 года по инициативе ректора МГУ В. А. Садовничего. Мероприятие является одним из самых масштабных просветительских проектов в сфере популяризации науки в мире.
В Десятилетие науки и технологий Всероссийский фестиваль НАУКА 0+ призван привлечь талантливую молодежь в сферу исследований, популяризировать науку среди граждан, рассказать им о достижениях и перспективах российского научного сообщества, а также вовлечь ученых и разработчиков в решение важных задач развития общества и страны. Фестиваль предоставляет уникальную возможность узнать о последних научных достижениях и вдохновиться технологическими открытиями, которые определят наше будущее.