В Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!», определив лауреатов в шести номинациях, а также обладателя Гран-при конкурса в миллион рублей. В частности, в Москве состоялись защита проектов и награждение победителей в номинации «Научные детские площадки». Награду получила команда из Санкт-Петербурга с проектом научной детской площадки на палеонтологическую тематику.
В финал также прошли проекты «Пространство для исследований „Экспериментариум“» и концепция научной детской площадки «Арктос», сообщила пресс-служба Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Номинация реализуется в рамках инициативы «Научные детские площадки» Десятилетия науки и технологий.
Организаторами конкурса выступили АНО «Национальные приоритеты» и институт развития «ДОМ.РФ» при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.
Проекты полуфиналистов конкурса выставят на Всероссийском голосовании за выбор объектов благоустройства. Эти проекты могут быть реализованы по программе национального проекта «Инфраструктура для жизни». Всего в номинации «Научные детские площадки» студенческие команды представили 11 работ. В финал вышли три проекта, набравшие наибольшее количество баллов по оценке экспертного жюри.
Проект «Научная детская площадка „Палеонтология"» подготовила команда «Муха» из Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Название отражает идею научной детской площадки: ребята смогут узнать больше о динозаврах и других жителях древней Земли. Дети, которые посетят детскую научную площадку, смогут исследовать ископаемые, разные среды обитания живых организмов, эволюцию и разнообразие жизни.
Для этого авторы проекта разработали разнообразное оборудование: песочницы «Палеонтологические раскопки» и «Гнездо динозавра», горки в виде скелета и яйца динозавра, игровой комплекс «Окаменелости» и интерактивный элемент «Звуки прошлого» — перкуссионный инструмент в виде раковины древнего моллюска, который при ударе издает приятные вибрации и помогает детям настроиться на познавательный процесс. Проект стал победителем в номинации «Научные детские площадки».
«Пространство для исследований „Экспериментариум"» — площадка, которую разработала Евгения Катрачева из Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. Проект развивает у детей исследовательские навыки через игру и эксперименты. Предполагается, что в первой зоне дети будут познавать мир через тактильные ощущения, во второй — через звуки, в третьей изучат законы физики и астрономии, в четвертой — свои физические возможности, а в пятой будут общаться со сверстниками.
На площадке будут представлены различные объекты, помогающие детям познавать мир: сенсорная дорожка «На ощупь», позволяющая исследовать разные структуры (например, мох, песок, гравий, декоративная щепа), строительная площадка «Мини-город», где дети могут узнать основы физики, а также «Планеты», рассказывающие об устройстве нашей Солнечной системы.
Концепция научной детской площадки «Арктос» разработана командой «Проект А4» из Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета и призвана рассказать детям самых разных возрастов о науках, связанных с Арктикой и входящих в приоритетные направления Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Так, на площадке представлены «оптика для наблюдения», которая имитирует работу телескопа, большой игровой комплекс, выполненный в виде арктической научной станции, «Звуковой телепорт», с помощью которого дети могут общаться друг с другом из разных частей детской площадки, и многое другое.
«Проекты участников в номинации „Научные детские площадки“ — воплощение творчества и профессионализма. Участники не просто создали концепции площадок, а вдохнули в них жизнь, еще раз доказав, что архитектура может менять мир, делать его красивее, функциональнее и гармоничнее. Это шаг в будущее, где каждый ребенок может почувствовать себя ученым, изобретателем или исследователем. Давайте поддерживать такие инициативы, ведь именно они формируют наше будущее», — отметила Наталья Алтынник директор малого технологического университета Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Конкурс «Благоустрой!» проводится в поддержку национального проекта «Инфраструктура для жизни» и направлен на вовлечение студентов архитектурных факультетов российских вузов в разработку проектов по благоустройству общественных пространств.
На участие в конкурсе зарегистрировалось более 1,5 тыс. студентов из 379 вузов. Будущим архитекторам необходимо было разработать проекты по благоустройству общественных территорий, представленных 64 субъектами РФ.
«Благодарю всех участников и экспертов, желаю успехов в дальнейшей интересной работе. Отдельные слова благодарности АНО „Национальные приоритеты“ и институту развития ДОМ.РФ за организацию конкурса. Уже в сентябре этого года мы проведём второй конкурс, к участию в котором все желающие уже могут начать готовиться, в том числе совместно с командами регионов», — сообщил министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.
По итогам первого образовательного акселератора студенты в течение месяца разрабатывали проекты, а затем представили их на суд региональных экспертов, кураторов представленных территорий. По оценкам регионального экспертного жюри было выбрано 59 проектов-полуфиналистов. По оценкам экспертов в финал конкурса вышло по три лучших работы в каждой номинации — всего18 проектов, авторов которых пригласили в Москву на очную защиту перед экспертным жюри под председательством министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина.
В финале проекты оценивали по ряду ключевых критериев, включая новизну и оригинальность решений, художественную и ком позиционную цельность, экономическую целесообразность и экологические принципы проектных решений, а также социальную значимость и реализуемость. Каждый участник имел возможность презентовать свою работу и ответить на вопросы экспертного жюри. После тщательного рассмотрения всех финальных проектов, а также детального анализа их достоинств и недостатков, были определены победители в каждой номинации.
Победителем в номинации «Парковые территории» стал проект по благоустройству парковой территории Летнего городка в городе Энгельс Саратовской области, разработанный участниками команды «Щепка». Авторы проекта «Летка» — студенты второго курса Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина. Их работа получила высокую оценку экспертов за историческую преемственность, детальную проработку и всесторонний анализ территории.
Лучшим в номинации «Набережные территории» экспертный совет признал проект по благоустройству набережной и аллеи по улице Шмидта в городе Новоазовск Донецкой Народной Республики от команды «от Ах! до Арх!» студентов первого курса магистратуры Донбасской национальной академии строительства и архитектуры.
В номинации «Дворовые территории» лучшим был признан проект команды «Макетанет» по благоустройству дворовой территории в Краснодаре. Проект разрабатывали студенты третьего курса факультета архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета.
Победителем в номинации «Центральные площади» стал студент пятого курса Южно-Уральского государственного университета Валентин Силантьев с проектом по благоустройству центральной площади им. В. И. Ленина в городе Коркино Челябинской области.
Победителем в номинации «Объекты туристской инфраструктуры» от госкорпорации «Росатом» стал проект Яхт-клуба «Торнадо» на озере Синара в городе Снежинск Челябинской области. Авторы проекта — студенты третьего курса Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета.
Гран-при в размере миллиона рублей члены жюри единогласно присудили проекту «Летка» от команды «Щепка» Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина. Концепция парка «Летка» в городе Энгельс Саратовской области была признана самой проработанной и концептуальной на конкурсе.
Работы всех 59 полуфиналистов конкурса будут вынесены на Всероссийское голосование за выбор объектов благоустройства и реализованы в случае поддержки местными жителями по программе нацпроекта «Инфраструктура для жизни». С их проектами можно ознакомиться на сайте конкурса. Второй сезон национального студенческого конкурса «Благоустрой» откроет прием заявок в сентябре этого года.