В Москве подвели итоги очного регионального этапа Всероссийского конкурса детских инженерных изобретений «Инженеры транспорта». Проект направлен на популяризацию научно-технического творчества детей и молодежи, а также поддержку школьников, проявивших выдающиеся способности в этой области.
Конкурс охватил более 100 тысяч школьников, в очном этапе приняли участие 1357 учеников и 247 наставников из 60 регионов. В течение последних месяцев ребята готовили свои проекты по шести технологическим направлениям. Например, конструировали робота-уборщика, разрабатывали систему оповещения на железнодорожных перегонах, создавали «бесшовный навигатор», способный прокладывать маршруты на открытом пространстве и в помещениях. Все эти разработки актуальны сегодня для задач в сфере транспорта и, по задумке организаторов, в будущем найдут применение в железнодорожной инфраструктуре.
С 1 по 9 ноября состоялся самый ответственный этап для участников: в городах-столицах железных дорог на базе детских технопарков «Кванториум» дети впервые представляли свои инженерные разработки очно перед экспертным жюри.
«В других городах мероприятия проходят в детских технопарках «Кванториум», созданных по нацпроекту «Образование». Но сегодня мы это делаем на уникальной площадке, где готовят и переквалифицируют взрослые кадры. Мы решили погрузить школьников в атмосферу, максимально приближенную к реальной отрасли. Конечно, все задания у ребят имеют отношение к железнодорожной теме, но технологические решения и инновации, которые они привнесли в свои проекты, будут актуальны для всех сфер транспорта», — рассказала первый заместитель директора Федерального центра дополнительного образования Ирина Кузнецова.
Во время защиты проектов школьники заметно волновались, на что обратили внимание наставники команд. Ведь одно дело — писать код и конструировать роботов, а совсем другое — выступать на публике и демонстрировать навыки в самопрезентации.
«Со всеми роботами, которые создают школьники, всегда есть сложности. Поначалу кажется, что это весело и легко, а на практике бывает, что какой-нибудь проводок забыл припаять и все, ничего не поехало», — поделился куратор трека «Автоматизированный склад» Станислав Соколов. Участники этого трека разрабатывали автономное устройство для работы в складских помещениях.
По мнению специалиста, сегодня у детей есть много возможностей попробовать себя в инженерной области: развивается дополнительное образование, появляется все больше различных кружков и школ робототехники, детских центров для инженерного творчества.
«Очень многое зависит от популяризации науки. Десятилетие науки и технологий приносит свои плоды. Понятно, что не все в будущем станут инженерами. Но число талантливых детей растет», — подчеркнул Станислав Соколов.
Впечатлениями с порталом Наука.РФ поделился участник команды из города Орла, одержавшей победу в направлении «Детектор состояния человека», Максим Бородкин:
«Для этого проекта нам нужно было создать систему, которая может удаленно, по камере, распознавать состояние человека. Эта разработка необходима для дополнительного осмотра на железнодорожных станциях. Проект показался самым простым, поэтому мы его и выбрали. Но на деле все оказалось сложнее. Были трудности, например, с графическим интерфейсом, а еще с тем, чтобы объединить все модели распознавания в одну систему: мимика, речь, интонация», — сказал Максим.
Пока молодой победитель не уверен, с каким направлением хотел бы связать свою будущую профессию. Помимо технических разработок, Максиму интересно развиваться в сфере искусства, нравится ходить в художественную школу. Однако это не значит, что творческим навыкам нет места в науке: их можно использовать, например, в области промышленного дизайна, отметил школьник.
«Для РЖД конкурс «Инженеры транспорта» — знаковое мероприятие, в таком федеральном масштабе конкурс проводится впервые. Мы предложили участникам шесть номинаций в области программирования, автоматизации процессов и устройств транспортной отрасли, и в каждой из них участники показали свой высокий профессиональный уровень. Уверен, что технологические разработки, которые мы сегодня увидели, через несколько лет после адаптации найдут свое воплощение в программе инновационного развития транспортной отрасли. Но не меньше меня восхитила целеустремленность участников. То, с каким рвением они идут к цели, их увлеченность и желание идти вперед — это те качества, которые в будущем обязательно приведут ребят к успеху», — сообщил заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский.
На этом путь участников конкурса не заканчивается. В ближайшее время победителям регионального этапа предстоит заняться доработкой своих проектов, чтобы представить их уже на финале, который пройдет в начале 2025 года. Команды будут сопровождать эксперты Федерального центра дополнительного образования и наставники «Кванториумов».
Победители инженерного направления получат приз в размере 1 000 000 рублей и ноутбуки, креативного — путешествие мечты от РЖД и сертификаты на обучение. Всем призерам вручат денежные призы и другие бонусы от организаторов.
Организаторами мероприятия выступают ОАО «РЖД», «Движение Первых» и Минпросвещения России. Оператор конкурса — Федеральный центр дополнительного образования.
Анна Шиховец