Президент РАН посоветовал молодым ученым заниматься смежными научными профессиями

Молодым исследователям в России следует присмотреться к смежным областям научных знаний. Именно в ходе междисциплинарных контактов часто рождаются уникальные решения, которые идут на благо всей страны и науки в целом. Такое мнение высказал президент Российской академии наук Геннадий Красников на пленарном заседании «Российская наука в эпоху международного соперничества» в ходе II Конгресса молодых ученых.

«Я бы посоветовал молодым исследователям заниматься смежными профессиями. На мой взгляд, очень большой потенциал лежит в междисциплинарности. Когда специалист в одной области объединяется с экспертом в другой или понимает смежную, другую область, там находятся оригинальные решения. Сегодня, как никогда, востребовано такое направление», – заявил он.

Президент РАН также отметил, что сегодня наши молодые ученые готовы брать ответственность за свою работу, и это также положительно сказывается на развитии отечественной науки. По его словам, в противовес «эффективным менеджерам» ученые готовы работать не по четко прописанным процедурам, а иногда и вопреки им.

Он подчеркнул, что в современных условиях на передний план выходят масштабные проекты – сродни атомному или космическому проектам в Советском союзе.

«Они вытягивали нашу экономику, развивая все отрасли. Это было не просто освоение ядерной энергии или космоса, а комплексное развитие. Мы сталкиваемся с тем, что нет простых решений, когда мы взяли какое-то одно направление, и оно вытянуло на себе все остальные», – отметил Красников.

Вместе с тем он отметил важность планирования образовательного процесса для молодых ученых. Президент РАН напомнил, что 8 февраля 1724 года Петр I подписал указ о создании Российской академии наук.

«Когда документ создавался, его основной задачей было не только создание академии, но формирование ее таким образом, чтобы каждый член РАН воспитал себе преемника, нового исследователя. Думаю, не ошибусь, если скажу, что сегодня также ни один член РАН не проходит образовательного процесса – все являются профессорами, читают лекции, многие возглавляют кафедры в университетах», – объяснил президент РАН.

Для воспитания исследователей, по словам Красникова, важно развивать в том числе базовые кафедры, и сегодня этот подход должен обрести новые формы. Перед приемом нового студента необходимо внимательно проанализировать, какую конкретному ему дать тематику, кого назначить научным руководителем, потому что это игра в долгую: его работа в вузе перетекает в магистерскую, а затем и в кандидатскую диссертацию. А если человек, защитивший диссертацию, имеет еще и организаторские способности, его логично выдвигать на должность начальника лаборатории. Этот процесс занимает примерно десять лет, и этот период необходимо прогнозировать еще на начальном этапе.

«Развитие базовых кафедр, когда ведущий научный институт открывает свою ведущую кафедру в университете и сопровождает студентов десять лет – это основной путь подготовки исследователей в том числе для Академии наук», – отметил эксперт.

II Конгресс молодых ученых проходит с 1 по 3 декабря на федеральной территории «Сириус». Мероприятие является ключевым событием первого года Десятилетия науки и технологий в РФ.