Прочность нержавеющей стали для авиакосмической отрасли повысили белгородские ученые

Прочность нержавеющей стали смогли повысить ученые Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ БелГУ) при помощи деформационно-термической обработки. Вуз получил патент на инновационную технологию, сообщили ТАСС в пресс-службе учреждения.

«Получаемые по новой технологии полуфабрикаты будут востребованы в качестве конструкционного материала в авиационно-космической, а также химической и нефтеперерабатывающей промышленности, поскольку прочность этих сталей, получаемых по традиционной технологии, низкая (предел текучести 200-250 МПа)», — пояснили в пресс-службе.

Как отметили разработчики, наиболее часто используемый способ повышения прочности нержавеющей стали — прокатка или ковка до больших степеней деформаций при температуре 20°С и ниже. Однако применение этих технологий уменьшает пластичность материала, сильно усложняет и удорожает производство полуфабрикатов.

«Новизна и изобретательский уровень разработанного нами технического решения заключается в многократном чередовании деформационной и термической обработки стали, что <…> позволило получить в аустенитной коррозионностойкой стали однородную ультрамелкозернистую структуру, которая обеспечивает повышение прочности (предел текучести не ниже 900 Мпа) с сохранением высокой пластичности (относительное удлинение более 20%). Эти свойства превосходят величины как прочности, так и пластичности в листах нержавеющих сталей, поставляемых зарубежными компаниями», — подчеркнул руководитель проекта директора НИИ материаловедения и инновационных технологий, доктор физико-математических наук Рустам Кайбышев.

Технология включает пять этапов, каждый из которых имеет свою специфику. На первом этапе осуществляется высокотемпературный отжиг при 1 100°С, на втором — теплая листовая прокатка при температуре 300°С до большой степени деформации с последующим охлаждением в воде, на третьем — также отжиг, но при температуре 700°С в течение двух часов с последующим охлаждением в воде. На четвертом этапе повторяется теплая листовая прокатка при температуре 300°С, но до меньшей степени деформации. В завершении вновь выполняется такой же отжиг, как и на третьем этапе.

Отметим, технология разработана в рамках реализации проекта по программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Источник: ТАСС.