Событие состоялось на территории Розария Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина РАН. Прежде чем представить проект участникам, организаторы решили проверить, знакомы ли ребята с инициативами Десятилетия науки и технологий, и насколько хорошо разбираются в ботанике.
Участников квиза поделили на команды и предложили ответить на такие вопросы, как: какой фрукт в оранжерее Ботанического сада называют «тропическим яблоком» или что делают с продуктами в лаборатории, чтобы определить их энергетическую ценность.
Некоторые вопросы оказались неоднозначными. Один из них: существуют ли биолюминесцентные растения? Как пояснили эксперты, в природе таких видов не бывает. Однако школьники, давшие положительный ответ, не ошиблись — в лабораторных условиях ученым действительно удалось создать образец со слабым свечением. Подводя итоги конкурса, организаторы отметили, что большинство ребят успешно справились с заданиями.
С приветственным словом к участникам обратились заместитель директора Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Али Асадов, директор Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина РАН Андрей Паштецкий, начальник отдела специальных проектов «Движения первых» Алла Юрченкова, директор Гимназии Святителя Василия Великого, руководитель проекта «Экологический патруль» Иван Смирнов.
«Десятилетие науки и технологий направлено на то, чтобы каждый из вас понял, что наука вас окружает и что она рядом, что ученые — это лучшие люди из нас. Именно они двигают прогресс вперед, делают нашу жизнь лучше. И я надеюсь, что сегодня, познакомившись с проектом „Инвазиум“, мы также познакомимся ближе и с теми людьми, кто занимается ботаникой», — прокомментировал Али Асадов.
Как рассказал порталу Наука.РФ руководитель лаборатории научно-популярных и культурных проектов Фонда «Талант и успех», академический руководитель магистерской программы «Научная коммуникация» Университета ИТМО и член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Константин Фурсов, принять участие в проекте «Инвазиум» может любой желающий, независимо от возраста и уровня образования. Задача участников проекта — искать определенные виды инвазионных растений, фотографировать их и отправлять вместе с координатами через специальный чат-бот.
В списке актуальных видов: люпин многолистный, эхиноцистис шиповатый и борщевик Сосновского. С полным перечнем объектов исследования можно ознакомиться в нашем материале.
Эксперт подчеркнул, что для подобных проектов необходим большой охват: искать инвазионные виды растений в разных уголках нашей страны довольно сложно. Поэтому значимый вклад в развитие исследований вносят участники волонтерских проектов, в том числе студенты и школьники.
Каждое растение рекомендуется запечатлеть два или четыре раза. Так, для изучения амброзии полыннолистной специалистам достаточно двух фотографий — самого растения и его соцветий. Чтобы проанализировать, например, золотарник канадский, ученым потребуются также изображения листьев и средней части стебля.
Мероприятие завершилось необычным мастер-классом, на котором ребятам предложили поискать инвазии на территории сада, в окружении других видов растений. Школьникам помогали молодые специалисты и ученые РАН. Они показали участникам основные экземпляры борщевика Сосновского, золотарника гигантского, золотарника канадского, амброзиии полыннолистной, люпина многолистного.
Организаторами проекта выступают Совет ботанических садов России и Центр сопровождения инициатив Десятилетия науки и технологий НИТУ МИСИС. Партнеры проекта — Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Российское движение детей и молодежи «Движение Первых» и Министерство науки и высшего образования РФ. Основная площадка проекта — Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина РАН.