Новые закономерности развития детей с аутизмом, которые могут определять парадоксальность клинической картины болезни, были выявлены специалистами из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Результаты исследования опубликованы в журнале «Клиническая и специальная психология».
Психологи сосредоточили свое внимание на особенностях понимания речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС). В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте от семи до 11 лет. Во время работы ученые применяли три методики. Первая — план диагностического обследования при аутизме (ADOS) для оценки профиля аутистических проявлений и их тяжести. Вторая — КОРАБЛИК, она позволяет оценить речевые навыки на всех уровнях языка. Третья — тестирование на интеллект.
В итоге специалисты выяснили, что младшие школьники с РАС отличаются неравномерным развитием понимания речи. При этом спектр нарушений очень широк — от полного мутизма (т.е. неспособности использовать речь) до опережающего развития.
«Результаты представленной работы указывают на то, что несогласованность развития, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома», — отметила старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Дарья Переверзева.
Исследователи добавили, что степень неравномерности развития импрессивной речи была связана с тяжестью аутизма и никак не зависела от уровня интеллекта. То есть чем тяжелее аутизм, тем сильнее выражена неоднородность результатов по различным языковым уровням (фонологическому, лексическому, морфосинтаксическому и дискурсивному).
Источник: РИА Новости