Работа во время учебы помогает повысить будущую зарплату

Работа во время учебы увеличивает вероятность трудоустройства после выпуска на 19%, а зарплату — на 14%. По статистике, половина российских студентов-очников работали за время учебы хотя бы месяц. Лучше всего подрабатывать на последних курсах, выяснили ученые Высшей школы экономики.

Младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук ВШЭ Ксения Рожкова, заведующий лабораторией Сергей Рощин и старший научный сотрудник Павел Травкин определили, что если на первом курсе совмещали занятость с учебой не более 18% студентов, то к выпускному году их доля возросла до 40%.

На основе данных Мониторинга трудоустройства выпускников о более чем 200 000 окончивших обучение по очным программам бакалавриата и специалитета в 2021 году авторы сделали выводы о тенденциях совмещения учебы и работы в России и его эффектах для последующей занятости. Оказалось, что среди окончивших вуз с красным дипломом доля совместителей чуть выше. Также чаще работают студенты более престижных и высокорейтинговых университетов: 59% против 50% в менее селективных вузах. Чаще других начинают работать во время обучения студенты, чья специальность связана с математикой, информационными технологиями, естественными науками, а студенты-гуманитарии, наоборот, реже: 58% против 47%.

Вероятность трудоустроиться в течение года после выпуска оказалась выше на 19% у тех, кто совмещал работу и учебу. При этом чем дольше работал студент, тем выше шансы: каждый дополнительный месяц опыта увеличивает вероятность занятости на 1%. Зарплата таких выпускников также выше — на 14%, а каждый дополнительный месяц стажа увеличивает ее на 0,7%.

Важнее оказалось совмещение учебы и работы на 4–5-м курсах. Подработки в начале обучения почти не влияют на вероятность трудоустройства, а стажировки во время выпускного года увеличивают ее на 26%. Больше всего от такого совмещения выигрывают студенты в области математики и компьютерных наук. Их шансы найти работу выше еще на 10%, у экономистов — на 4%. Также влияет и вуз: если студент любой специальности обучается в вузе, находящемся на высших позициях рейтингов, то вероятность трудоустройства будет выше на 21%.

Авторы статьи отмечают, что сейчас наблюдается перестройка взглядов на образование. От совмещения учебы с работой все больше студентов переходят к совмещению работы с учебой. Именно получение трудового опыта становится для них главной целью, успеваемость отходит на второй план.


«На наш взгляд, студенты все больше совмещают работу с учебой, потому что им важны не только доходы, но и опыт, компетенции, которые они приобретают. Такая работа позволяет войти в профессиональную область. В отличие от нее, университеты часто предлагают формальную ознакомительную практику, которая не предполагает освоения каких-либо прикладных навыков», — отметила Ксения Рожкова.