РАН планирует расширить проект привлечения школьников в науку

Отечественные ученые, в частности члены Российской академии наук, занимаются массовым вовлечением школьников в научно-технологическое творчество. Так, в ближайшее время они переформатируют и расширят проект «Базовые школы РАН», сообщил Степан Калмыков – вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, выступая на сессии «Изобретая будущее: школьники в научно-технической деятельности» на II Конгрессе молодых ученых.

«Мы хотим переформатировать проект с базовыми школами – усилить и расширить его. Нам очень бы хотелось в этом плане взаимодействовать с «Сириусом», а также добавить в него больше практического наполнения. Разумеется, в этом вопросе нужна системная работа по трем направлениям. Однако у нас есть огромный ресурс, ведь профессоры РАН – активные и молодые люди, которые готовы посещать школы, вовлекать ребят в науку и правильно их ориентировать», – подчеркнул Калмыков.

Говоря о направлениях работы в рамках проекта, ученый сделал акцент на трех пунктах. Он отметил, что его целевая аудитория – максимально увлеченные наукой школьники. По словам вице-президента РАН, очень важно помогать ученикам создавать проекты на современном и доступном уровне. В этом плане хорошим инструментом поддержки молодежи выступает Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы».

«Я получаю большое удовольствие, когда работаю с ребятами на площадке конкурса, а потом они приходят учиться на химический факультет МГУ. Конечно, нужно понимать, что роль родителя в определении дальнейшего жизненного пути ребенка, по сути, огромная. В 13-14 лет уже необходимо частично понимать траекторию своей профессионального пути, поэтому поддержка семьи колоссально значима», – пояснил вице-президент РАН.

Кроме того, в вопросах развития у школьников компетенций в научно-технологической сфере пристального внимания заслуживают педагоги. По мнению Калмыкова, в ряды студентов и молодых ученых зачастую попадают выпускники одних и тех же учебных заведений. Это значит, что учителя, работающие в таких школах, смогли увлечь детей в удивительный мир научного познания.

«Поэтому работа со школьными учителями – важный аспект для нас. Сейчас с учетом развития информационных технологий и способов связи, роль Академии наук возрастает. На мой взгляд, ни один учитель даже в самом отдаленном населенном пункте не должен чувствовать себя забытым. Более того, педагогам нужно помогать, в том числе, методически», – сказал вице-президент РАН.

Он также отметил важность формирования у российских школьников позитивного восприятия деятельности ученого.

«Нужно показывать ребятам, что ученые – успешные во всех отношениях люди, которые создают будущее. Хотел бы сказать еще об одном важном аспекте. Глубоко погружаясь в проектную деятельность, ребята не должны забывать о комплексном базовом образовании. На мой взгляд, без него человек дальше не сможет быть конкурентоспособным», – резюмировал эксперт.


Евгения Сахно