Язык и речь так тесно связаны друг с другом, что многие не видят различий между этими понятиями. Однако современные психолингвисты уверены, что речь — это сложная система вокальной сигнализации, для которой язык — важное, но не единственное средство.
Тем не менее, подтвердить эту теорию долгое время не удавалось. Основная сложность заключалась в создании стимулов для экспериментов. Ученым было необходимо определить «чистые» формы речи и главное — освободить их от эмоциональной окраски, которая стимулирует другие зоны мозга и мешает исследованию. С этой задачей справились в Курчатовском институте.
«Мы разработали специальные стимулы, которые позволили увидеть разницу между обработкой речи и языка на нейрофизиологическом уровне. В их основе — интонационные структуры, обеспечивающие многообразие социальных смыслов речи. Самый простой пример — всем хорошо известная интонация вопроса, которая может наполняться языковым содержанием, а может использоваться в ее чистом виде», — рассказала старший научный сотрудник лаборатории Ирина Маланчук.
Разработанные стимулы ученые включали участникам эксперимента и фиксировали реакцию с помощью функциональной МРТ. Она показала — за функционирование речи и языка отвечают разные нейронные сети головного мозга.
Таким образом российские учёные первыми в мире подтвердили гипотезу о различии языка и речи. Успех эксперимента вдохновил их на расширение тематики исследований: в ближайшее время они планируют изучить различные типы речевых структур.
Результаты работы, опубликованные в журнале Human Physiology, помогут в создании искусственных нейросетей.