Развитие научно-популярного туризма обсудили в Санкт-Петербурге

На международной туристической выставке-форуме «ИНТУРМАРКЕТ. ЗИМА», которая прошла 12-14 декабря в Санкт-Петербурге, эксперты обсудили итоги реализации инициативы «Научно-популярный туризм» Десятилетия науки и технологий в 2025 году. Спикеры презентовали результаты опроса школьников и студентов об интересе к научно-популярному туризму, представили тематическое приложение и выделили ключевые направления работы в следующем году.

Международная выставка-форум гостеприимства регионов «ИНТУРМАРКЕТ» — ведущая туристическая выставка страны. 12-14 декабря в Санкт-Петербурге состоялась последняя в 2025 году выставка — «ИНТУРМАРКЕТ. ЗИМА». 

На одной из сессий выставки — «Наука в пути: как сделать научно-популярный туризм доступным и привлекательным?» — эксперты обсуждали итоги реализации инициативы «Научно-популярный туризм» Десятилетия науки и технологий в 2025 году. Участие в сессии приняли представители Минобрнауки России, Корсовета, вузов и туристических компаний.

В ходе дискуссии эксперты уделили особое внимание привлечению аудитории в научно-популярный туризм и продвижению турпродукта среди разных целевых групп. В частности, Константин Малышев, начальник отдела международного молодежного сотрудничества и туризма Минобрнауки России, презентовал результаты исследования МФТИ, проходившего с октября по декабрь 2025 года. 

Был проведен опрос, в котором приняли участие более 300 тысяч школьников и студентов. Оказалось, что 59% респондентов не знакомы с понятием «научно-популярный туризм», а до 36% школьников никогда не посещали научные музеи и лаборатории. При этом 58% опрошенных хотели бы отправиться в поездку, направленную на знакомство с достижениями современной науки, а до 78% школьников поддерживают интеграцию экскурсий на предприятия в школьную программу.

«Проведенный нами масштабный опрос помог понять отношение школьников и студентов к научно-популярному туризму. Мы увидели, что наша молодежь хотела бы посещать научные и промышленные учреждения, однако процент когда-либо бывавших на подобных экскурсиях относительно невысок. Мы проанализировали возможные факторы мотивации и внутренние барьеры, которые влияют на интерес к научно-популярному туризму у каждой возрастной группы, чтобы разработать стратегии привлечения молодежи», — прокомментировал Константин Малышев, начальник отдела международного молодежного сотрудничества и туризма Минобрнауки России.

В ходе выступления эксперт представил ключевые факторы, влияющие на интерес к научно-популярному туризму. Например, на школьников 10-11 классов влияют неоднородность их информационного поля, ограниченность ресурсов, перспективность выбранной профессии и связанного с ней туристического объекта, стресс, внутренняя мотивация. Кроме того, нередко старшеклассники используют научно-популярный туризм, чтобы понять, действительно ли они хотят связать жизнь с той или иной профессией. Ученики 8-9 классов также используют научно-популярный туризм, чтобы выбрать будущую профессию и определить свои интересы.

Елизавета Воронина, руководитель программы Дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов», рассказала о целевой модели развития детского и молодежного образовательного туризма. «Показатели целевой модели развития детского и молодежного образовательного туризма направлены на создание в регионах комплексной, доступной и безопасной системы образовательного туризма, в том числе на развитие объектов и маршрутов научно-популярного туризма», — отметила Елизавета Воронина.

Также на сессии рассказали о развитии научно-популярного туризма на базе образовательных организаций.

«Мы разрабатываем цифровую платформу научно-популярного туризма в рамках созданного недавно консорциума «Научные тропы». Главная цель этой инициативы — сделать науку доступной во время путешествий на открытом воздухе. Наше решение будет включать в себя, помимо прочего, аудиомодули с лекциями известных российских ученых, которые система автоматически адаптирует к местоположению пользователя», — рассказал Александр Гасников, ректор Университета Иннополиса, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН. В пилотном испытании создатели платформы хотят охватить до пяти регионов России и создать 70 маршрутов, в которые будут интегрированы 200 лекций от более чем 100 ученых.

Подводя итог дискуссии, эксперты выделили несколько ключевых направлений работы в рамках инициативы «Научно-популярный туризм» в 2026 году. Среди них: развитие научно-популярного туризма в наукоградах, оказание методической поддержки субъектам РФ, взаимодействие с объектами научно-популярного туризма, внедрение методических материалов по организации научно-популярного туризма в образовательных организациях.

Инициатива «Научно-популярный туризм» направлена на повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки, а также на вовлечение молодежи в сферу исследований и разработок. Инициатива рассчитана на широкую аудиторию внутреннего туризма всех возрастов. В результате реализации инициативы разрабатываются научно-популярные маршруты, связанные с исследовательскими объектами, обеспечена подготовка специалистов, организующих и проводящих мероприятия научно-популярного туризма.