Россия находится на этапе становления новой беспилотной индустрии, которая рождается на стыке нескольких отраслей – авиации, электроники и информационных технологий, заявил директор АНО «Центр развития транспортных технологий» Алексей Рогозин. Он выступил модератором сессии «Наука, бизнес и образование в сфере беспилотных технологий в поисках решения проблем» II Конгресса молодых ученых.
Рогозин призвал спикеров осветить в первую очередь проблемы отрасли — организационные, административные и технологические, — а также предложить свои варианты решениях этих проблем, подчеркнув, что взаимодействие участников — ключ к развитию индустрии.
Генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев отметил, что еще 15 лет назад беспилотники казались фантастикой, теперь же о них знают все. Основные сферы их применения — сбор цифровых геопространственных данных о различных объектах и перевозка грузов.
Бабинцев подчеркнул, что сейчас беспилотные технологии развиваются очень быстро, опережая ожидания общества. Так, по закону беспилотные аппараты должны дистанционно управляться человеком-пилотом, однако технологии уже позволяют беспилотникам передвигаться автономно, без помощи человека. При этом рынок применения беспилотников огромен – он ежегодно прирастает более чем на 20%.
Главной проблемой отрасли спикер назвал страх общественности перед беспилотными технологиями и регулирование «от сдерживания», что тормозит развитие. Участникам индустрии необходимо в первую очередь доказать ее безопасность для людей и других летательных аппаратов.
Заместитель директора по инновациям ГК «Беспилотные системы» Вадим Кузнецов отметил, что коммерческие компании не могут позволить себе развивать технологии вне их практического применения. В связи с этим проблемой становятся инновации, не имеющие коммерческой ценности. Спикер призвал еще на базе вуза объяснять студентам, что их разработки в первую очередь должны приносить пользу и быть конкурентоспособными.
Кроме того, Вадим Кузнецов подчеркнул, что отрасли необходимы общие стандарты, правила и протоколы для разработчиков беспилотников, а также подготовка соответствующих специалистов. Он предложил создать механизм передачи запросов бизнеса научному сообществу и площадку для взаимодействия между университетами и заказчиками.
В свою очередь, руководитель центра технологий беспилотных авиационных систем, ПАО «Газпром нефть» Никита Сивой озвучил проблемы отрасли от лица «квалифицированного заказчика». Он поддержал Вадима Кузнецова, отметив, что далеко не все разработки соответствуют запросам бизнеса. Так, компании далеко не всегда нуждаются в сложнейшей и дорогостоящей аппаратуре для выполнения простых задач. Кроме того, отечественные решения зачастую оказываются значительно дороже зарубежных аналогов.
Доцент кафедры сетей связи и телекоммуникационных систем Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова Ирина Кайсина рассказала, как видит процесс формирования молодого ученого, на какие аспекты научной работы в вузах следует обратить внимание, и как научные руководители могли бы подготовить студентов к будущей работе.
Своим опытом взаимодействия с заинтересованными школьниками и студентами поделилась директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова. Она отметила, что сейчас в системе среднего образования — как школьного, так и профессионального — практически не представлены интересные задачи для будущих инженеров. Она предложила реформировать систему студенческих и молодежных конструкторских бюро в вузах. Для этого учащиеся должны находиться в контакте с индустриальными партнерами, а те, в свою очередь, должны предоставить им наставника и возможность стажировки в своей компании.
Александр Ведехин, временно исполняющий обязанности директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ, назвал конверсию науки в реальный сектор экономики задачей номер один. Он пообещал, что Минобрнауки обобщит и распространит опыт работы различных образовательных учреждений страны в этой сфере. По словам спикера, университеты должны стать основой для рождения инноваций в беспилотном секторе, и эти инновации будут востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире.
Итог дискуссии подвел Глеб Бабинцев: «Мы сегодня живем в эпоху идеологической и технологической разобщенности, от которой нужно уходить. На федеральном и региональном уровнях отсутствует какое-либо видение или внятная стратегия развития беспилотной отрасли. Есть транспортная стратегия, в которой говорится, что беспилотники с 2025 года будут перевозить не менее 50% грузов по воздуху». Однако, по словам спикера, технологически эта задача не обеспечена. Задачи, сегменты рынка и принципы взаимодействия беспилотников с другими видами авиации на государственном уровне не определены.
По словам эксперта, необходимо создавать единый отраслевой инструмент по унификации, стандартизации и распределению компетенций. Это должен быть Научно-технический совет с участием всех заинтересованных структур, в том числе и силового блока для формирования заказа как для вузов, так и для производителей. «Унификация позволит в короткие сроки обеспечить импортозамещение беспилотников в стране через локализацию и субсидирование производства», — подчеркнул Бабинцев.
Организаторами Конгресса молодых ученых в 2022 году выступают Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и Фонд Росконгресс. Оператором Десятилетия науки и технологий выступает АНО «Национальные приоритеты».
Конгресс проходит при поддержке титульного партнера – Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», титульного партнера – Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», стратегического партнера – ПАО «Россети», официального партнера – Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», официального партнера – ПАО Сбербанк.