Росатом провел первые испытания оболочек безопасного ядерного топлива

Росатом завершил первый цикл реакторных испытаний композитных оболочек ядерного топлива. Образцы экспериментальных оболочек тепловыделяющих элементов из материала на основе карбида кремния (соединения кремния с углеродом) получили научные сотрудники Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов имени академика А. А. Бочвара (АО «ВНИИНМ», входит в топливную компанию Росатома «ТВЭЛ»). Испытания прошли в исследовательском реакторе БОР-60.

Ученые ведут разработку в рамках программы по созданию ядерного топлива ATF нового поколения безопасности (Advanced technology fuel), которое позволит значительно повысить безопасность эксплуатации атомных станций. В случае неполадок в активной зоне реактора АЭС в ATF или, как его еще называют, толерантном топливе замедляется возникновение пароциркониевой реакции, которая способствует выделению водорода — взрывоопасного газа. Поэтому внедрить противоаварийное топливо очень важно для повышения надежности атомной энергетики.

По мнению ученых, карбид кремния — один из самых перспективных вариантов для оболочек ATF-топлива. Материалы на основе карбида кремния обладают высокой механической прочностью, теплопроводностью, коррозионной и радиационной стойкостью. При этом они хрупкие и малопластичные. Карбидокремниевое волокно, разработанное во ВНИИНМ, равномерно перераспределяет нагрузку на армирующий каркас, это делает оболочку более прочной. 

«В теории оболочки из карбида кремния позволят не просто минимизировать риски, а полностью исключить пароциркониевую реакцию на АЭС. Таким образом, при внедрении карбидокремниевых твэлов отпадет необходимость в некоторых системах безопасности, и тогда строить атомные энергоблоки станет дешевле. Также их применение может увеличить эффективность современных реакторов за счет повышения выгорания топлива и продолжительности топливной кампании», — объяснил главный эксперт материаловедческо-технологического отдела композиционных, магнитных и специальных материалов ВНИИНМ Федор Макаров.