Изобретение холдинга «Росэлектроника» госкорпорации Ростех поможет предотвращать аварии на железной дороге. Разработка позволит контролировать температурные напряжения в рельсовых плетях на бесстыковых железнодорожных путях, сообщается на сайте учреждения.
Бесстыковой, или бархатный, путь подразумевает большие, от 350 м, расстояния между рельсовыми стыками. Такая конструкция подвержена деформированию при больших перепадах температуры окружающей среды. Формирующееся в бесстыковом пути температурное напряжение создает опасность потери устойчивости и изгиба рельсовых плетей, что может привести к возникновению аварийной ситуации. Техническое решение, позволяющее прогнозировать и предотвращать искривления путей, разработали специалисты предприятия «Полет» холдинга «Росэлектроника».
«Бесстыковые пути требуют не только повышенного качества обслуживания, но и постоянного тщательного контроля, особенно в межсезонье. Создание инструмента обнаружения напряженного состояния рельсовых плетей — предельно актуальная задача, решение которой позволит железнодорожному транспорту выйти на новый уровень обеспечения безопасности движения», — рассказал генеральный директор предприятия «Полет» Алексей Комяков.
Устройство состоит из датчика излучения и двух датчиков приема ультразвукового сигнала, а также соединенной с ними системы обработки данных. Сенсоры приема сигнала головной волны последовательно располагаются на поверхности катания рельса и могут перемещаться вдоль него. Устройство позволяет контролировать механические напряжения в рельсовых плетях.
Отметим, предприятие получило патент на изобретение в рамках реализации комплексного проекта «Разработка и изготовление аппаратно-программного комплекса контроля и оповещения в реальном времени о динамике изменений напряжения в рельсовых плетях». Полезная модель была удостоена серебряной медали Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед-2023».
Источник: Ростех