Семинар организован Департаментом коммуникаций Госкорпорации «Росатом» в партнерстве с ИКОМ России и прошел при поддержке инициативы «Наука как искусство» Десятилетия науки и технологий.
Семинар объединил представителей ведущих просветительских учреждений России, в том числе музея «АТОМ», Музея Криптографии, Музея «БИОТЕХ» и других. Эксперты обменялись опытом сохранения и популяризации научного, индустриального и культурного наследия, а также развития внешних и внутренних коммуникаций.
Также специалисты обсудили формы и методы музейной и просветительской работы с молодежью. Автором программы и модератором выступил Константин Фурсов, доцент-исследователь и ведущий эксперт Центра научной коммуникации Национального исследовательского университета ИТМО, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию.
«Сегодня перед музеями, особенно отраслевыми (на стыке науки и промышленности), стоит вызов — стать центрами кристаллизации молодежных научных сообществ и популяризации научных и инженерных специальностей. Чтобы привлечь молодежь в музеи, необходимо внедрять новые форматы — приземлять сообщества, проводить интерактивные активности, летние лагеря, кружки, квесты и коллаборации с популярными платформами, развивать цифровые технологии. Это позволит привлечь внимание, сделать культурное наследие живым, вкусным и интересным для ребят», — прокомментировала Екатерина Солнцева.
«Нам давно пора выйти за рамки — отраслевые музеи такие же участники музейного сообщества, как и все остальные. Все мы в равной мере формируем диалог общества и несем ответственность за формирование личности, а значит — государства», — отметила Елена Мироненко.
«Музей в современном мире — это батарейка накопленного опыта и знаний, личных историй провалов, побед, минут триумфа и отчаяния. Эта батарейка служит генератором для новых идей, проектов, открытий, дает возможность мечтать, дает силы создавать новое и творить. Музеи завтрашнего дня — это сообщества, которые формируются в их стенах, это новые "личные" для каждого посетителя форматы, это создание атмосферы безопасности для посетителей. Самое главное для молодежи в музее — иметь возможность быть соучастником любого мероприятия, и это даст музеям возможность не просто на разовый контакт с любым посетителем, а устойчивую постоянную связь», — резюмировала Мария Зотова.
Завершился первый день семинара показом короткометражных фильмов из киноальманаха «ФАНК. Идеи и технологии, меняющие мир» и обсуждением места научного кино в музейной практике. Участники поговорили, как кино помогает рассказывать о сложном простым языком, где искать научно-популярные фильмы и как интегрировать их в образовательные и публичные программы музеев.
Второй день семинара открылся серией коротких выступлений, посвященных экспериментам с форматами музейных активностей. Эксперты рассказали о реализующихся в их учреждениях публичных программах, привлечении аудитории и нестандартных подходах к презентации сложных тем. Например, Наталья Терехина из Музея ядерного оружия объяснила, как с помощью отраслевого музея прививать молодежи корпоративные практики, а Анна Кронгауз из Музея Криптографии — как привлечь публику не за счет экспозиции и выставок.
Выступление Марии Белиогловой, начальника отдела образовательной деятельности департамента музейно-выставочной, образовательной и экскурсионной деятельности КП «ВДНХ», было посвящено проведению массовых научно-популярных фестивалей, а Александра Смыкова, директора департамента стратегического развития Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, председателя Совета молодых ученых Нижегородской области, — способам сделать науку интересной для молодежи.
Участие в сессии приняли Андрей Тимонов, директор департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом», Татьяна Мартынова, главный редактор журнал «Музей», Ольга Хорошавина, директор Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры и специальных образовательных программ, Мариам Андреасян, куратор Сообщества музейных сотрудников; автор телеграм-канала «Музейный сувенир», и Елена Шлиенкова, советник директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.
«Построение диалога с посетителями — ключевая задача современного музея и отдельный вызов. Успешный ответ на него невозможен без понимания потребностей различных аудиторий, создания условий для комфортного посещения и сотворчества, а также развития партнерских отношений с местными организациями, учебными заведениями и коммерческими структурами через реализацию совместных проектов», — отметила Ольга Хорошавина.
12 сентября участники семинара посетили Музей истории Горьковского автомобильного завода, выставку «Атом. Будущее», а также Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода и познакомились с существующими в Нижегородской области практиками и форматами музейной деятельности.
Инициатива «Наука как искусство» Десятилетия науки и технологий направлена на популяризацию современного научного знания и технологических достижений через художественные формы и средства креативных индустрий. В результате будут созданы новые образцы промышленного дизайна и художественного творчества на стыке науки и искусства.