Сессия «Как вырастить будущего ученого?» прошла в Москве

На «Мировой атомной неделе», которая стартовала в Москве 25 сентября 2025 года, прошла сессия «Как вырастить будущего ученого?», организованная по инициативе «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий.

«Мировая атомная неделя» (World Atomic Week) — крупнейшее в мире мероприятие, посвященное атомной промышленности и смежным с ней отраслям. В этом году форум прошел на ВДНХ в Москве 25-28 сентября. В рамках деловой и молодежной программы форума были организованы сессии, лекции и мастер-классы. Среди них — панельные дискуссии, посвященные Десятилетию науки и технологий.

На панельной дискуссии «Как вырастить будущего ученого?» эксперты обсудили комплексный подход к научному просвещению детей и подростков, поделившись личным опытом и конкретными рекомендациями по стимулированию интереса к науке с раннего возраста. В ходе сессии участники также получили ответы на вопросы о выборе научной карьеры и преодолении трудностей на этом пути. 

Наталья Алтынник, кандидат технических наук, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, рассказала о просветительских проектах, которые реализуются в рамках Десятилетия науки и технологий: научные детские площадки, Библиотека Десятилетия науки и технологий, мероприятия по наставничеству и выявлению талантов. 

«Инициатива «Наука побеждать» призвана пробудить интерес к науке у подрастающего поколения, а также мотивировать молодых ученых, показав её огромный потенциал и привлекательность», — отметила Наталья Алтынник.

В 2025 году стартовал проект — «Библиотека Десятилетия науки и технологий», переиздание научно-популярных и детских книг при поддержке бизнеса. 3 первых книги серии вышли в старейшем академическом издательстве «Наука», которое в 2027 году отметит 300-летний юбилей. Это классика научно-популярной литературы, которая будет интересна как школьникам, так и студентам: «Занимательная физика» (Я.И. Перельман), «Менделеев» (М.Д. Беленький), «М.В. Ломоносов» (С.И.Вавилов). Все книги серии «Библиотека Десятилетия науки и технологий» передаются в дар детским региональных библиотекам.

«Книга у ребенка должна быть ближе, чем пульт от телевизора или смартфон. Ребенок должен ее постоянно касаться. Причем книга как художественная, так и научно-популярная. И второе – мотивация к научному познанию через труд, через реальную деятельность. И в том, и в другом случае семья играет принципиальную роль», — подчеркнул Андрей Наумов, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук.

«За всеми научными открытиями, технологиями и прогрессом стоят люди, обладающие важными качествами и внутренним состоянием для создания нового. Важно понимать, что можно потратить жизнь на что-то, но не создать ничего нового. Поэтому, в первую очередь, молодой ученый или человек, который хочет сделать что-то большое, должен уметь мечтать и верить в то, что делает. Не страшно, если молодой человек сейчас не интересуется наукой напрямую, возможно, он реализует себя в другой области, а потом свяжет её с наукой. Как говорится в «Двух капитанах», главное – бороться и искать, найти и не сдаваться. Нужно быть готовым открывать новые знания, мечтать о большем, даже если все вокруг говорят, что это не получится», — рассказал Дмитрий Чермошенцев, руководитель группы в «Росатом Квантовые технологии», заместитель руководителя группы в Российском квантовом центре.

Перед участниками форума выступили: Андрей Наумов, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, руководитель Троицкого обособленного подразделения Физического института имени П.Н. Лебедева РАН, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета, заведующий отделом Института спектроскопии РАН, вице-президент Международной комиссии по оптике; Дмитрий Чермошенцев, руководитель группы в «Росатом Квантовые технологии», заместитель руководителя группы в Российском квантовом центре; Наталья Алтынник, кандидат технических наук, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию; Павел Протасов, руководитель отдела региональных программ АНО «Корпоративная академия Росатом»; Иван Сорокин, основатель крупнейшей сети частных детских садов SmileFish, общественный деятель, эксклюзивный консультант Министерства образования Московской области по открытию домашних групп, автор книги «Поколение» о реформе образования; Аслан Кашежев, амбассадор Всероссийского просветительского проекта «Атомный урок», победитель первого сезона телешоу «Классная тема!», кандидат физико-математических наук, учитель физики, лауреат конкурса профессионального мастерства «Учитель года России – 2022»; Кира Постовит, победитель проекта «Ледокол знаний» 2024 года.

Модерировала сессию Дарья Волянская из Центра сопровождения инициатив Десятилетия науки и технологий НИТУ МИСИС.