Школьники научились проводить химический анализ воды на экскурсиях «Наука рядом»

Более тысячи школьников из 29 регионов России с 14 по 27 марта посетили связанные с водной тематикой научные и технологические предприятия в рамках акции «Наука рядом». В канун Всемирного дня водных ресурсов, который отмечается 22 марта, ребята научились проводить химический анализ воды и узнали о технологии ее очистки.

Участники Российского движения детей и молодежи «Движение первых» и «Большой Перемены» – посетили заводы, университеты-участники национального проекта «Наука и университеты», научные центры, музеи, транспортные организации в Москве, Калужской, Волгоградской, Воронежской, Кемеровской, Костромской, Курской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Ростовской области, Самарской области, Саратовской области, Севастополе, Свердловской области, Томской области, Тюменской области, Чувашской Республике, Ставропольском крае и Алтайском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Алтай, Республике Коми, Республике Татарстан, Республике Саха (Якутия), Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Например, в Институте геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН специалисты-гидрогеологи рассказали сыктывкарским школьникам о месторождениях подземных вод, запасах питьевой воды в республике, объемах ее добычи и методах бурения.

«Этот день является хорошим поводом привлечь внимание общественности к состоянию водных ресурсов, проблемам, связанным с их сохранением и рациональным использованием. Во время экскурсии школьники узнали об основных понятиях водных ресурсов, о водоносных горизонтах и комплексах, месторождениях подземных вод, о способах бурения водозаборных скважин, запасах пресной и минеральной воды Республики Коми, объемах добычи воды и многое другое», – рассказала сотрудник Института геологии имени академика Н.П. Юшкина Коми научного центра Уральского отделения РАН Юлия Кокшарова. Также на экскурсии школьникам рассказали о том, какие месторождения минеральной воды есть в Коми, как минералка становится газированной, и какое количество воды для профилактики полезно пить детям.

В Оренбурге на экскурсии в Институте клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения РАН школьников научили пользоваться лабораторным оборудованием для изучения разнообразия водных микроорганизмов и дали возможность рассмотреть в микроскопе строение одноклеточных и многоклеточных организмов.

В Кемеровском государственном медицинском университете Минздрава России школьники прошли квест на тему «Проблемы водопользования в современной России». Учащиеся 8-11 классов прошли образовательный маршрут с тематическими локациями, где им объяснили, как качество воды влияет на здоровье человека (например, содержание фтора – на зубы, а загрязненность – на инфекционную и неинфекционную заболеваемость), показали способы водоподготовки для производства лекарственных препаратов и средств фитотерапии и рассказали о научных достижениях в области воды и водоснабжения населенных мест.

«Мы говорим о воде, ее тайнах, о современных научных исследованиях, которые сейчас проводятся в этой области. Мы хотим заинтересовать школьников и поэтому подаем информацию так, чтобы они смогли наглядно увидеть, как вода влияет на здоровье человека, узнать о различных заболеваниях, связанных с водой, и, возможно, посмотреть по-новому на уже известную им информацию. А главное – самим поучаствовать в лабораторных исследованиях», – поделилась кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены КемГМУ Минздрава России Лилия Попкова.

В Чувашии школьники посетили лабораторию «Биоинноватика» Технопарка универсальных педагогических компетенций Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Ребята самостоятельно определили качество питьевой воды, измерили содержание нитратов в овощах и фруктах, определили уровень электромагнитных излучений от мобильных телефонов. Преподаватели факультета показали обучающимся цифровые лаборатории по экологии, химии, биологии и физиологии, а также провели экскурсию по биологическому музею.

Воронежские школьники посетили инновационно-технологический центр «Аквабиоресурс» Воронежского государственного университета инженерных технологий. Его сотрудники рассказали о технологии разведения различных видов рыб (радужная форель, клариевый сом, тилапия и другие) в условиях установок замкнутого водоснабжения и провели мастер-классы по тематике работы Центра. Школьники самостоятельно покормили рыб и проанализировали гидрохимические показатели воды, влияющие на эффективность роста рыбы.

На водоканале «Исток» г. Донецка Ростовской области ребята увидели процесс механической очистки воды. Им показали, как на станции водоподготовки насосы с мощными фильтрами задерживают микрочастицы, затем происходит обеззараживание с помощью ультрафиолетовых ламп, после чего вода поступает в резервуары запаса питьевой воды.

Экскурсии также прошли в Чукотском научном арктическом центре, Институте клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения Российской академии наук, Эколого-просветительских центрах «Лесная сказка» и «Битцевский лес» ГПБУ «Мосприрода», Ставропольском региональном многопрофильном колледже, АО «ГМС Ливгидромаш», Детском эколого-биологическом центре города Каменск-Шахтинский, Юго-Западном государственном университете, Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева, Институте водных и экологических проблем СО РАН, Ульяновском государственном университете, Волгодонском техникуме общественного питания и торговли, акционерном обществе «Русский хром 1915» в Первоуральске и на других площадках.

Экскурсии акции «Наука рядом» проводятся уже третий год. В Десятилетие науки и технологий они проходят ежемесячно в рамках одноименной инициативы Десятилетия науки и технологий. В предыдущие годы, 2021-2022 гг., экскурсии «Науки рядом» помогли более чем четырем тысячам российских школьников посетить наукоемкие предприятия, познакомиться с многообразием профессий и провести самостоятельные эксперименты на площадках научных организаций. 

Организаторы акции – Российское движение детей и молодежи «Движение первых», АНО «Большая Перемена» и АНО «Национальные приоритеты».