Учёные Московского государственного психолого-педагогического университета доказали, что шум мешает детям с аутизмом понимать учителя. Выяснить это помог специальный психофизический тест «Слова в шуме», разработанный в МГППУ. При тестировании ребёнку в наушниках проговаривали слова, которые он должен был повторить вслух. На аудиозапись был наложен шум.
Помехи отличались по громкости и типу: первые были непрерывные, как водопад и шоссе, а вторые — прерывистые, с краткими интервалами тишины, как речь нескольких одновременно говорящих людей.
В исследовании приняли участие дети с расстройством аутистического спектра и их типичные сверстники. У обычных школьников сложностей с восприятием слов не было, а ученики с РАС испытывали трудности из-за посторонних шумов вне зависимости от когнитивных способностей.
Решить эту проблему могут FM-системы. Они состоят из микрофона для учителя и наушников для ребёнка. Сейчас такие системы используются для обучения детей с нарушениями слуха. Прямая передача голоса прямо к уху ученика позволит выделить речь на фоне окружающих звуков и повысит качество её восприятия.
Учёные планируют протестировать такие системы в обучении детей с РАС. Кроме того, они рассчитывают, что тест «Слова в шуме» в дальнейшем будет использоваться не только в исследованиях, но и в практике различных специалистов — логопедов, психологов и врачей.