Скульптуры гения анималистки Андрея Марца покажут в Музее Мирового океана

26 июня скульптору-анималисту Андрею Валериановичу Марцу исполняется 100 лет. К юбилейной дате Музей Мирового океана в Калининграде готовит большой выставочный проект — «Гений анималистики».

Член-корреспондент Российской Академии художеств Андрей Марц (1924-2002) за годы творчества создал целый мир удивительных рыб, птиц и других диких животных. Тема океана в искусстве — одна из основных тем Музея Мирового океана. Коллекцию работ заслуженного художника РСФСР музей начал формировать почти 30 лет назад. 

В 1995 году президент музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова познакомилась с супругой художника — искусствоведом, заведующей отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи, Людмилой Марц. Благодаря ее поддержке в 1996 году в музее с большим успехом прошла выставка скульптуры Андрея Марца «Рыбы и птицы».

Разнообразие подводного мира, понимание неповторимости живой пластики движущегося животного стало источником вдохновения для создания необыкновенных декоративных образов. В живой природе не найти аналогов для таких произведений художника, как «Рыба-ковш» или «Рыба-бычок» — это наполненные юмором импровизации на тему подводного мира. Каждая работа Марца — это не только авторский взгляд на творения природы, но и искусно подчеркнутый характер того или иного животного, птицы или глубоководной рыбы.

Кроме того, выставку художника с 11 июня по 8 сентября могут осмотреть посетители Государственного Дарвиновского музея в Москве.

Андрей Марц продолжил декоративную линию в изображении животных, переосмыслил традицию малой пластики кусинского и каслинского литья, создал свой стиль анималистической скульптуры, внес большой вклад в развитие языка скульптуры XX века, рассказали в пресс-службе Дарвиновского музея.

«Мне кажется, что я не могу называться стопроцентным анималистом. Звери, конечно, интересны, я их люблю, все это так… Но в своей работе я исхожу не из психологии животного, не из его зоологического строения или особенностей поведения и характера, как это часто бывает в анималистической скульптуре. То, что меня интересует, это «пластический мотив» или «формовый смысл», что ли, который раскрывает характер животного в той или иной пластической форме», – говорил скульптор.

На основе принципов работы Андрея Марца его ученик, Заслуженный художник Российской Федерации Сергей Львович Кривцов, разработал методику преподавания анималистической скульптуры. 

«В своих работах стремлюсь передать динамику и экспрессию. Люблю показывать зверей в момент борьбы, напряжения всех сил, когда исход схватки неясен и накал достигает апогея. Чтобы бронза «ожила», нужно вдохнуть в нее свою энергию. Скульптура – не застывший металл, это механизм, имеющий невидимые внутренние пружины и рычаги, нужно только суметь их правильно найти и заложить. Художник, как и писатель, должен сродниться со своим героем, «влезть в шкуру» каждого зверя, чтобы понять его образ», – уверен художник. Преподавание курса анималистической скульптуры студентам – уникальный опыт для российской высшей школы.