Ведущие специалисты научных организаций продолжают проводить испытания новых методов борьбы с разливом мазута, произошедшим после крушения танкера «Волгонефть-239» в Черном море. Одну из таких разработок представили ученые Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН (ИО РАН) совместно с техническими специалистами и коллегами из других вузов. Об этом порталу Наука.рф рассказал ведущий научный сотрудник Лаборатории экологии прибрежных донных сообществ, кандидат биологических наук ИО РАН Филипп Сапожников.
В основе новой технологии — метод, ранее разработанный руководителем группы проектов развития ЦКП «Фаблаб и Мастерская» Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Владимиром Каляевым. Этот способ, использующий полипропиленовые сетки, сейчас успешно применяется на пляжах Анапы. Подробнее об этом читайте здесь.
«Мы решили модифицировать этот метод. Мы придумали технологию для сбора мазута, перемещающегося в придонном слое. Автором этой идеи по большей части является инженер из проектной группы Михаила Николаевича Торопова (РУТ МИИТ) Николай Викторович Васильев», — говорит Филипп Сапожников.
Чтобы собрать мазут, ученые предлагают установить специальные заграждения из системы ПВХ-труб. Их можно расположить в толще воды, подобно протяженным заборам, при этом не густой решеткой, а в две-три перекладины. Поперечные трубы при этом можно обмотать такой же сеткой, какую применяет Сколтех. Особенность состоит в том, что на теневой стороне труб, там, где течение обтекает контур, есть система перфораций.
«Налипая на сетку, которая покрывает эти трубы, мазут под действием течения начинает смещаться на теневую сторону трубы и постепенно проникать в эти отверстия. Так он заполняет трубу и остается там. После этого секции труб можно снимать, извлекать из них мазут, замещая их на дне пустыми трубами», — объясняет эксперт.
По его словам, такие заборы высотой около двух метров и протяженностью в несколько сотен метров можно закрепить на дне вертикальными сваями из ПВХ, утяжеленными в нижней части цементом. Конструкции можно установить в тех местах, откуда потенциально течет мазут, поперек течения от точек истекания. Либо вдоль берегов, секциями по диагонали к берегу на мелководье, где они могут адсорбировать огромную часть мазута, которая сейчас находится на придонных участках. Самые нижние трубы-перекладины предлагается установить практически у дна, где переносятся мазутные бляшки.
Помимо этого, в будущем специалисты Институт океанологии РАН намерены заняться оценкой последствий совместно с Институтом биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН. «Поскольку у нас есть большой опыт работы в этих районах, нам известны особенности структуры и динамики сообществ (сезонных и межгодовых) на обширных мелководных участках дна», — добавил ученый.