В Физтех-лицее имени П. Л. Капицы в Долгопрудном прошла открытая дискуссия «Наука и дети, студенты и молодежь: горизонты будущего». Мероприятие посвятили обсуждению стратегических вопросов развития образования, поддержки молодежи и укрепления технологического лидерства России. В круглом столе приняли участие представители государственных органов, образовательных учреждений, бизнеса и общественных организаций.
«Все мы стремимся обеспечить нашим детям лучшие возможности для участия в конкурсах и олимпиадах, чтобы они могли привлечь внимание работодателей. Это направление сейчас особенно актуально. Замечательно, что в нашей дискуссии участвуют как сами работодатели, так и представители государственных и частных вузов. Это позволяет нам найти решения для достижения национальных целей, обозначенных в Указе Президента РФ», — рассказала Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ.
При анализе стратегии образования до 2040 года участниками встречи был выявлен некоторый дисбаланс, среди недостатков системы назвали низкую финансовую грамотность школьников и недостаточно эффективное продвижение вузов в медиапростнастве. В целях доработки стратегии в ближайшее время создадут рабочую группу, которую возглавит Ольга Петрова. Для решения вопроса финансовой грамотности модули по грантовым заявкам будут включать в школьные программы, поддержку получат и профильные офисы, сопровождающие школьников. Вузам предложено активнее продвигать свои программы в соцсетях и обеспечить безопасность цифровых платформ.
Участники круглого стола обсудили и концепцию «непрерывного обучения» от дошкольного образования до вузов, в пример привели программу «Образовательная экосистема», запущенную «Татнефтью» в 2024 году. Проект охватывает детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, средние профессиональные учебные заведения (СПО) и вузы. Компании удалось адаптировать образовательные программы для развития инженерного и критического мышления у дошкольников, учащихся и студентов. Создание цифровых профилей участников проекта позволяет потенциальным работодателям отслеживать их достижения и лучше раскрывать потенциал будущих сотрудников. Основываясь на опыте компании, в России планируют разработать рекомендации для гибких образовательных пространств.
«Если молодой человек стремится достигать большего и хочет выйти за рамки предложенной программы обучения, мы обязаны предоставить ему такую возможность. Это тот путь, который мы можем открыть для молодежи. Мы должны „телепортировать“ студентов в пространство науки и технологий, позволяя им раскрыть свой потенциал», — отметил Дмитрий Земцов, проректор НИУ «Высшая школа экономики».
Для формирования социально ориентированных навыков запланировано расширить проекты наставничества для трудных подростков с привлечением студентов и специалистов технопарков. С этой целью свой охват увеличат проект «Навигаторы детства» и программа «Орлята России».
Чтобы устранить разрыв между разработками в сфере ИИ и их практическим применением, было предложено запустить пилотные проекты по обучению в школах и средних профессиональных учебных заведениях и создать программы дополнительного образования для студентов и взрослого населения.
Также в ходе круглого стола обсудили эффективность федерального проекта «Профессионалитет», направленного на модернизацию системы СПО для подготовки квалифицированных кадров, востребованных экономикой государства. Для укрепления партнерства с бизнесом сформируют единую платформу для обмена практиками и опытом, а успешные кейсы Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» с ГК «Росатом» и «Татнефтью» предлагают масштабировать.
Отдельно поговорили и о развитии STEM-образования, в переводе аббревиатура расшифровывается как наука, технологии, инженерия и математика, эти понятия объединяет специально разработанный подход к обучению. Увеличить число школьников, интересующихся физикой и математикой, решили за счет расширения федерального проекта «Физика для всех» и всероссийского проекта «Наука в регионы». Причем физику планируют продвигать как обязательный предмет с 2026 года. А предложенную Московским физико-техническим институтом практику вовлечения первокурсников в научные проекты решили распространить и на другие вузы.
«Совместно с Фондом развития Физтех-школ МФТИ реализует множество образовательных программ по всей стране, включая всероссийскую программу „Наука в регионы“, поддержку которой оказывает Министерство науки и высшего образования РФ. В рамках инициатив федерального проекта „Передовые инженерные школы“ и госпрограммы „Приоритет-2030“ мы ищем квалифицированных учителей для обучения детей математике и естественным наукам. Повышаем качество образования за счет профильных классов и программ переподготовки кадров. В настоящее время открыто более тысячи классов в 50 регионах России, что способствует росту баллов у школьников, сдающих ЕГЭ. Увеличивается и число студентов, поступающих на востребованные инженерные специальности», — подчеркнул Андрей Богданов, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка АНОО «Физтех-лицей» им. П. Л. Капицы.
Выработанную участниками круглого стола стратегию будут координировать Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ. К реализации предложенных мер планируют привлечь как федеральных, так и региональных партнеров.