Необходимость подписывать бумажные документы может задерживать многие процессы, в том числе и доставку грузов. Например, в сфере морских перевозок простой может составлять до пяти дней. Для крупных экспортеров и портов он обходится в сотни миллионов рублей.
Чтобы уменьшить задержки и повысить скорость доставки грузов по морю, ученые Центра компетенций НТИ «Центр технологий распределенных реестров СПбГУ» совместно со специалистами компании «МАС-Внештранс» создали специальную платформу электронного документооборота для морского экспорта. Благодаря ей время подписания грузовых документов сократится от нескольких дней до двух часов.
Предотвратить утечку важных документов позволит использование технологии блокчейн. Её суть — в создании децентрализованной сети, которая состоит из цепочки блоков с информацией. Все звенья содержат код, зависящий от предыдущих блоков, что не позволяет подделывать и изменять информацию. Такой инновационный метод обработки данных обеспечивает их целостность и безопасность.
«При создании платформы нашей задачей было автоматизировать очень сложный процесс, который включает сверку информации, выпуск электронной версии документов, электронную подпись, направление данных нужным адресатам и многое другое. Новая разработка позволит участникам экспорта отслеживать процесс передачи грузов. При этом информация о возможных утерях или подделке информации будет видна всем сторонам, так как данные о грузе фиксируются и вносятся в систему на каждом этапе его передачи. Таким образом, риски физического уничтожения груза, хакерских атак и подмены значительно сокращаются», - рассказал директор Центра технологий распределенных реестров СПбГУ Дмитрий Шишмаков.
На данный момент это единственная система, которая позволяет организовать выпуск электронных документов для морского товарооборота в российской юрисдикции, аналогов ей нет. Эксперты утверждают, что использование платформы возможно уже в ближайшие месяцы.