Оптические температурные сенсоры применяют в измерительных приборах и устройствах контроля в автомобильной и химической промышленностях, нефтегазовом секторе, других сферах. Они используются для контроля температуры при химических процессах, обнаружения протечек в трубопроводах, термического контроля силовых кабелей, для обеспечения пожарной безопасности и безопасной работы промышленных установок.
Ученые ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» совместно с коллегами из Сибирского федерального университета (СФУ) использовали концепцию связанных состояний в континууме для создания оптического датчика температуры из фотонно-кристаллического микрорезонатора. Такой микрорезонатор состоит из жидкокристаллического слоя, расположенного между двумя одномерными фотонными кристаллами из чередующихся слоев нитрида кремния и диоксида кремния.
При прохождении света через микрорезонатор в спектрах пропускания можно заметить провалы. Такой провал называется резонансной линией, или резонансом, и имеет две основные характеристики: спектральное положение и ширину. Обычно для сенсорных приложений используют изменение положения резонанса при изменении температуры. Исследователи впервые предложили использовать для измерения температуры вторую характеристику – ширину резонансной линии. Используя концепцию связанных состояний в континууме, им удалось реализовать управление шириной резонансных линий при нагревании образца.
«Связанное состояние в континууме – это свет, который «не покидает» микрорезонатор. Изменение температуры жидкого кристалла приводит к разрушению связанного состояния. В результате свет выходит через зеркала, что проявляется в изменении спектральной ширины соответствующего резонанса. Стоит отметить, что для оптического диапазона электромагнитных волн, температурное управление шириной спектральных линий на основе связанных состояний в континууме было реализовано впервые», — отметил научный сотрудник Института физики им. Л. В. Киренского СО РАН Павел Панкин.
Исследование, поддержанное Российским научным фондом, опубликовано в журнале Physical Review E.