Сотрудники лаборатории тепломассопереноса Томского политехнического университета впервые в России разработали комбинированный пилотный стенд для тестирования перспективных и традиционных видов авиационного топлива. Исследователи уже проводят на нем первые эксперименты. Он позволяет комплексно проанализировать, как топливо влияет на рабочие характеристики двигателя в разных режимах его работы.
Лабораторный стенд состоит из двух газотурбинных двигателей различной тяговой силы, способных перевозить грузы весом до 18 и 25 килограмм. На основных элементах стенда стоят сенсоры для измерения температуры, давления, расхода жидкости, тяговой силы, концентрации антропогенных выбросов, интенсивности шума и вибрации. Все эти характеристики выводятся на мнемосхему в режиме реального времени и позволяют в динамике оценить их изменения при работе на разном топливе с учетом смены режима эксплуатации.
По словам ученых, на стенде можно проводить испытания топлива, которое предварительно протестировано по физико-химическим свойствам и соответствует стандартам и нормативам, предъявляемым к реактивному топливу.
«Кроме физико-химических свойств топлива важными являются эксплуатационные свойства, которые должны соответствовать требованиям программы испытаний. Наша новая установка с малоразмерными газотурбинными двигателем позволяет решать задачу по анализу таких свойств и проводить сравнительные комплексные испытания топлив по характеристикам их горения», — отметил ответственный исполнитель проекта, инженер-исследователь лаборатории тепломассопереноса ТПУ Дмитрий Антонов.
Ученые планируют проводить испытания топлива в разных режимах работы двигательных установок, чтобы найти наиболее рациональные топливные композиции и условия их сжигания. В перспективе они планируют разработать цифровые двойники двигательных установок для работы с новыми видами топлива, синтезируемыми в различных организациях страны.
«В ТПУ есть все условия для создания уникальной базы данных с характеристиками процессов хранения, транспорта, распыления, испарения, зажигания и горения топлив разного компонентного состава. За счет применения нейросети мы будем генерировать рекомендации по выбору компонентного состава топлив, технологий синтеза последних, а также режимов использования для достижения повышенных экологических, экономических, энергетических и эксплуатационных характеристик», — резюмировал Павел Стрижак.
Стенд разработан при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».