Уникальный энергоэффективный беспилотник собрали в Новосибирске

Новый аппарат, способный поднимать грузы до 100 кг, создали в студенческом конструкторском бюро НГТУ НЭТИ. Ему дали имя «Сарма» — такое название носит самый мощный ветер Байкала.

Особенность летательного аппарата в его высокой энергоэффективности. Её удалось добиться благодаря каркасу, вдохновлённому птицами: удлинённые крылья состоят из жёсткой силовой основы из алюминиевых сплавов и податливой обшивки из пластика.

«По совокупности характеристик подобных аппаратов для гражданского применения в России не существует, в этом наша абсолютная новизна, — отметил профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов вуза Илья Зверков. — Большая грузоподъемность, форма крыла, гибридная силовая установка — это то, что делает нашу разработку воздушным судном, аналогов которому нет не только в России, но и за рубежом».

Чтобы сделать конструкцию более безопасной, беспилотнику добавили волнистый профиль крыла — это поможет избежать ситуаций, когда крыло попадает в режим «штопора» и аппарат резко снижается по спирали.

«Ключевые компетенции в создании «Сармы» собраны на базе НГТУ НЭТИ. Конструкцией летательного аппарата занимается кафедра самолето- и вертолетостроения, мотор-генератором — кафедра электромеханики, блоком силовой электроники — кафедра электроники и электромеханики, а автопилотом — кафедра электропривода и автоматизации. Всех специалистов удалось объединить в рамках программы «Приоритет 2030». НГТУ НЭТИ оправданно имеет амбиции стать ключевым субъектом в создании научно-производственного центра БПЛА в Новосибирской области», — рассказал проректор по научной работе Артур Отто.

Гибридную силовую установку для БПЛА тоже создали студенты и преподаватели НГТУ. Электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания помогут легко поднять аппарат на воздух и набрать нужную высоту. Во время основной части полёта будет работать только ДВС. Благодаря этому разработчикам удалось добиться баланса между эффективностью и экономичностью.

Использовать новый летательный аппарат можно в сельском хозяйстве, для перевозки грузов и мониторинга различных объектов, таких как трубопроводы и береговые линии. Создали утверждают, что при сохранении основной части конструкции, смогут дорабатывать беспилотник под нужды заказчиков. Кроме того, на базе технологии можно строить и более тяжелые БПЛА с полезной нагрузкой до 500 кг.