Для эффективного удаления мазута необходимы нестандартные методы. В этом направлении работают два ведущих вуза — Губкинский университет и МГУ. Губкинский университет разрабатывает профильные технологии, а МГУ ищет способы утяжеления мазутных фракций в море. Ожидается, что их разработки помогут в ликвидации последствий загрязнения.
Свою технологию по удержанию мазутной фракции предложил и «Сколтех».
«Боны продолжают эффективно удерживать нефтяную фракцию, а экскаваторы собирают мазут вблизи берега. Разработанная технология позволяет удерживать мазутную фракцию, благодаря чему часть воды успевает слиться, и процесс сборки проходит без задержек. При повышении температуры будут собираться мелкие фрагменты с помощью пропиленовых сетей. Также замечено, что черенки от лопат остаются чистыми и не покрываются мазутом. Спасательные службы работают слаженно и эффективно, комбинируя использование бонов, сетей и техники для комплексной очистки», — рассказал Владимир Каляев, руководитель группы проектов «Сколтеха», о работах, которые утром 11 января проводятся в акватории мыса Панагия.
Также Кубанский научный фонд готовит полевые испытания оборудования для очистки песчаных пляжей от мазута. Техника, доставленная из Брюховецкого района в станицу Благовещенскую под Анапой, проходит подготовку к началу работ.
«Мы прибыли на пляж в станице Благовещенской, чтобы оценить оборудование, предоставленное одним из предпринимателей Брюховецкого района. Это оборудование предназначено для очистки грунта. В настоящее время его настраивают и готовят к испытаниям. Техника будет установлена стационарно на песчаном берегу и обеспечит очистку песка от крупных загрязнений», — отметил Виктор Анисимов.
Кроме того Морспасслужба тестирует технологии сбора мазута с использованием сетей в толще воды. На катере РК-700 испытали метод траления сетями с полиэтиленовым вкладышем, способным эффективно абсорбировать мазутные пятна. Конструкция включает два поплавка, закрепленных на брусе, от которого тянется сеть с грузами.
Верхняя часть сети предотвращает ее погружение, а нижняя формирует ковш, который собирает загрязнения. Мазут, попавший внутрь, остается в ловушке. На данный момент линз мазута обнаружить не удалось, но испытания продолжаются. Технология является собственной разработкой специалистов Морспасслужбы и проходит тестирование в акватории морпорта Анапы.
Различные конструкции с использованием полипропиленовых сетей испытываются на трех уровнях: на берегу, на мелководье и в толще воды.
Следить за актуальной сводкой можно на официальных телеграм-каналах оперативного штаба Краснодарского края и Единого координационного центра по ликвидации ЧС.