«Найденная пластина отражает расцвет Суздаля в XII — начале XIII века и его связи с византийским миром. Она наглядно показывает, что жители средневекового Суздаля воспринимали не только традиционное христианское мировоззрение и связанные с ним элементы материальной культуры, но были знакомы с античными образами и мифологией, являющимися одними из составляющих искусства Византии», — рассказал научный сотрудник ИА РАН Сергей Милованов.
Пластина была элементом украшения ларца, изготовленного на территории Византии в эпоху средневековья. Такие шкатулки были широко распространены в X–XII веках. Их вырезали из дерева и украшали костяными резными пластинами с самыми разными сюжетами. Пластины прикрепляли к боковым панелям или крышке с помощью костяных гвоздиков или штифтов: так, на найденной в Суздале пластине находится шесть несимметрично расположенных отверстий для крепления, диаметром чуть более 3 мм.
Ученые считают, что такое высокохудожественное изделие могло быть изготовлено в константинопольских мастерских. Первоначально такие накладки вырезали из слоновой кости, но, как отмечают исследователи, в XII столетии наибольшее распространение получила кость домашних или диких животных. Выбор более «простого» материала мог быть связан с ориентацией производства на более широкую аудиторию или же с работой провинциальных косторезных мастерских. Мастера на окраине империи могли использовать константинопольские образцы художественного косторезного ремесла в своем творчестве. В частности, одним из провинциальных центров изготовления подобных ларцов считается Херсонес.
«Прямыми аналогиями сюжета на накладке из Суздаля среди произведений византийского искусства являются боковые пластины шкатулок из собраний Государственного Эрмитажа и Новгородского музея-заповедника. Но, в отличие от суздальской находки, они выполнены из слоновой кости», — пояснил Сергей Милованов.
Пластину нашли в культурном слое, датируемым серединой XII — началом XIII века. Среди других интересных находок, обнаруженных на этом участке — каменные кресты, энколпион, стеклянный сосуд с росписью эмалями, пломбы дрогиченского типа.
«Определение места изготовления пластины — константинопольская или провинциальная мастерская — это вопрос будущих исследований. Но сам факт находки отражает неординарный характер усадьбы и ее жителей, среди чьих личных вещей оказался ларец с костяными накладками, которые сами по себе являются произведением прикладного искусства. Подобные уникальные находки, пополняющие корпус предметов художественного ремесла и происходящие из спасательных охранных археологических исследований, проводимых даже на небольшой площади, демонстрируют эффективность сложившейся практики сохранения археологического наследия в стране», — резюмировал Сергей Милованов.