Трегалоза, или «грибной сахар» — природный углевод, который содержится в грибах, лишайниках, водорослях, некоторых растениях и дрожжах. Также его часто используют как сахарозаменитель и загуститель в продуктах питания.
Это довольно полезное вещество — трегалоза может защищать клетки от разрушений, вызванных обезвоживанием, холодом, окислением и другим стрессом. Однако для её усвоения необходим особый фермент — трегалаза, которая далеко не у всех людей присутствует в достаточном количестве, что обусловлено генами.
Генотип, связанный со сниженной выработкой трегалазы, может зависеть от национальности. Исследователи Медико-генетического научного центра РАН, Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН, НИУ ВШЭ и Института антропологии МГУ проанализировали ДНК жителей северных и арктических регионов России. Среди них были ханты, манси, ненцы, эвенки, чукчи и другие. Для сравнения в исследование включили образцы ДНК русских и якутов.
Выяснилось, что суммарный риск развития дефицита трегалазы в популяциях коренных северных народов азиатской части РФ достигает 60–70%. Больше половины из них при употреблении «грибного сахара» может столкнуться с недомоганием, а ещё 20% могут испытывать серьёзные боли в животе. Наименьшему риску подвержены обские угры — среди них генотип, связанный с опасным снижением активности трегалазы, встречается только у 1%. Наибольший риск — у эвенов, эвенков и нанайцев.
«Важно, что рассматриваемые популяции — население удалённых регионов, сохранявшее традиционный образ жизни и питания до первой четверти XX века. В условиях холода и при ограниченном доступе к углеводным продуктам у северных аборигенов сложилось питание, основанное на продукции оленеводства, охоты и рыболовства. При малом вкладе пищевых сахаров в традиционные диеты северян ферменты — сахаридазы играли второстепенную роль, что могло ослабить генетический контроль за поддержанием активности расщепляющих ди- и полисахариды ферментов, включая трегалазу», — отметил ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Андрей Козлов.
Данные исследования помогут врачам, работающим на Крайнем Севере, точнее определять причины боли в ЖКТ и диагностировать пищевые расстройства. Учёные также будут искать способы восполнить дефицит трегалозы у людей, которые не могут усваивать её из продуктов питания.
Исследование опубликовано в журнале «Вопросы питания».