Мы живем в важное и динамичное время для науки. Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден обновленный план проведения Десятилетия науки и технологий. Крупнейшие компании, университеты и научные коллективы запускают масштабные инициативы. Формируя спрос на новые разработки, бизнес становится полноправным участником технологического развития. С таких слов начал свое выступление модератор сессии, основатель научно-технологической гильдии «Рубежи науки» Илья Чех.
«Диалог между бизнесом и наукой — ключевой фактор успеха. Но какие модели сотрудничества между предприятиями и университетами действительно работают? Какую роль ваша компания играет в развитии научно-технологических проектов?», — обратился модератор к участникам сессии.
«Задача бизнеса — повышать долю использования полимерных материалов в ключевых отраслях промышленности: медицина, транспорт, агропромышленный комплекс, строительство, потребительские товары. Наша компания вводит мегамощности, которые пока продолжают лицензироваться по зарубежным технологиям. Эту ситуацию нужно менять, локализовывать свои технологии. Огромный нефтехимический комплекс, производящий миллионы тонн базовых продуктов, ничего не сможет сделать, если нет защищенности по критическим позициям специальной химии. То есть, если у вас нет катализаторов полимеризации, готового продукта не будет», — сказал эксперт.
«На протяжении 20 лет для фонда ключевым направлением является развитие человеческого капитала. В феврале следующего года у нас стартует Школа для молодых ученых. Работая с разными вузами, мы видим, что мостик между реальных сектором экономики и научно-образовательными организациями только формируется. Важно говорить на одном языке с университетами. Поэтому для Школы откроем двери R& D-центров наших индустриальных партнеров. Мы хотим показать, чем занимается реальный сектор и как это можно соотнести с исследовательской работой и учебным процессом», — поделилась специалист.
«Пять стран в мире могут создавать конкурентоспособные двигатели: Россия, Канада, США, Франция, Великобритания. Россия — единственная страна, которая может создать все детали на одном предприятии. Поэтому когда мы говорим про связь бизнеса с наукой, в первую очередь, важно материаловедение. Именно эта область определяет небольшой пул игроков на рынке двигателестроения. Это позволяет нам быть конкурентоспособными. Мы постоянно работаем не только с образовательными учреждениями, но и со всеми подразделениями Курчатовского института», — отметил эксперт.
Он добавил, что значимую роль в привлечении молодых специалистов в отрасль играет образовательная программа «Крылья Ростеха», запущенная Госкорпорацией «Ростех» совместно с Московским авиационным институтом. «С февраля следующего года мы также выходим на всероссийскую олимпиаду, где будут предложены к решению вопросы из наших конструкторских бюро. Это прикладные задачи, которые позволят привлечь молодых специалистов в нашу организацию», — подчеркнул Роман Охотенко.
Продолжая тему поддержки талантливой молодежи, своим опытом поделился первый заместитель генерального директора Фонда Мельниченко Кирилл Мельников.
«Сейчас главный вызов — отток кадров и борьба за кадры. Необходимо, чтобы в городах росло качество жизни, людям хотелось в них оставаться и работать. Поэтому развитие образовательных проектов — часть большой работы. С 2016 года фонд реализует проект — Центры талантов. Таких центров в регионах сейчас 12. Это программы дополнительного образования, которое можно получить в области робототехники, искусственного интеллекта и других сферах. С каждым годом к нам приходит все больше школьников», — сообщил Кирилл Мельников.
Молодым специалистам важно не только хорошо разбираться в своей научной области, но и научиться привлекать индустриальных партнеров, инвесторов и научные команды. На эту проблему обратил внимание управляющий директор департамента научно-технологического развития Фонда «Сколково» Александр Фертман.
«Единичные корпорации готовы вкладываться в исследования на ранних стадиях. В этом плане есть определенные системы у госкорпораций. Цикл жизни продуктов, с которыми мои коллеги работают — очень длинный. Для нас в Сколково важны такие партнеры. В каком-то смысле они приносят мечту — вызовы, на которые стартапы быстрее реагируют, чем корпорации. Потому что они способны оперативно проверять гипотезы. Налаживать кооперационные отношения мы учимся вместе с университетами, стартапами и индустриальными партнерами», — объяснил эксперт.
Директор компании «S+Консалтинг» Михаил Фаткин добавил, что у предприятий должен быть доступ к научным кадрам. Однако необходимы ресурсы, которые будут создавать такой доступ. Без большой науки у компаний не будет возможности выбирать лучших специалистов, а значит — не будет развития.
«У нас тоже есть образовательные программы, в частности, по направлению магистратуры в МФТИ. С этого года запущены два трека: прикладной и научный. Кроме того, у нас есть студенческая лаборатория, в которую мы привлекаем молодых специалистов со всех вузов страны», — подчеркнул эксперт.
О том, что наука в целом становится все более привлекательной не только для молодых специалистов, но и широкой аудитории, рассказал управляющий директор ООО «Дзен.Платформа» Александр Толокольников: «На нашей платформе в неделю появляется порядка 15 000 публикаций, связанных с наукой. При этом такие материалы собирают около миллиона кликов в день. Наука находится в топе вместе с темой образования и спорта».
Тем не менее, основным инвестором в науку сегодня пока остается государство — госкорпорации и предприятия с государственным участием. Это сильно отличается от международной практики, в которой больше всего в науку инвестируют частные компании. Об этом говорят результаты исследования, которыми поделилась главный редактор «Ведомости. Здоровье» Анна Киселева.
«Мы изучили базу Роспатента, выбрали 400 крупнейших по выручке российских компаний. Составили рейтинг из 30 предприятий. В лидерах оказались ГК „Ростех“, госкорпорация „Росатом“ и Роскосмос. У этих компаний больше всего зарегистрированных патентов. При этом доля затрат в выручке на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) у „Ростеха“ составляет 7-8% от выручки за 2024 год, у Роскосмоса — треть. Мы также выяснили, как за пять лет менялась динамика регистраций патентов. Если говорить об относительном приросте, у Сбера втрое выросло количество патентов, у Объединенной вагоностроительной компании — в два раза, у Яндекса — в 1,6 раз», — рассказала Анна Киселева.
В завершение дискуссии мнением поделился генеральный директор ООО «Компания Хеликон» Анатолий Смирнов. Необходимо продвигать не науку, а ученых, считает эксперт. Именно ученые способны предложить глобальные идеи, которые приведут к настоящим прорывам.
«Наша компания занимается снабжением лабораторий, разработкой оборудования и решений в области молекулярной биологии. Мы проводим конкурсы на гранты для студентов и магистров. При этом наши темы не сфокусированы на каком-то узком направлении. Это широкий круг вопросов по биологии и биотехнологии. Потому что, я надеюсь, мы находимся в ожидании качественного перехода. Нам важно, чтобы как можно больше квалифицированных людей оставались в науке, которые продолжат развивать эту область», — заключил Анатолий Смирнов.