Завершился XIII Всероссийский съезд советов молодых ученых и студенческих научных сообществ

2-4 июня 2025 года в Республике Башкортостан прошел XIII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных сообществ.  На нем состоялись мероприятия, посвященные реализации инициатив Десятилетия науки и технологий. Участники Съезда присоединились к практикумам, посвященным разработке новых проектов для инициатив, и посетили мастер-классы от ведущих российских технологических компаний.

XIII Всероссийский съезд советов молодых ученых и студенческих научных обществ — одно из главных мероприятий для российских молодых исследователей и всех, кто планирует связать свою жизнь с наукой в качестве ученого или управленца. Основную долю участников Съезда традиционно составляют представители советов молодых ученых и студенческих научных обществ со всей страны. В 2025 году Съезд прошел в Уфе, столице Республики Башкортостан, в конгресс-холле «Торатау» 2-4 июля. Участие в Съезде приняли более 1300 молодых ученых со всей страны, а также из Белоруссии, Китая, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Армении и Кыргызстана.

В первый день XIII Всероссийского съезда советов молодых ученых и студенческих научных сообществ состоялись сессии и практикумы, в рамках которых эксперты подробно рассказали участникам о реализации инициатив Десятилетия науки и технологий.

На панельной дискуссии «Цифровое будущее науки — какой должна быть комфортная цифровая среда для эффективного взаимодействия ученых» эксперты обсудили существующие цифровые сервисы, которые помогают им автоматизировать рутинные исследовательские задачи и повысить качество работы. Денис Николаевич Янышев, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, отметил, что с 2022 года западные технологические решения стали ненадежны и небезопасны. Однако сейчас в России уже появились свои качественные сервисы, которые заполняют освободившиеся ниши. Однако все еще важно кооперироваться, чтобы улучшать отечественные решения, и учитывать отзывы научного сообщества.

Павел Стариков, директор Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти имени А.В. Старовойтова, рассказал о домене «Наука и инновации». Это удобный инструмент, который позволяет связать ученых и заказчиков технологических продуктов.

На платформе «НАША ЛАБА», как отметила Ольга Тарасова, директор АНО «Центр развития научных и образовательных инициатив», соавтор проекта «НАША ЛАБА», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, есть сервис — «Работа на заказ». Он также направлен на то, чтобы наладить связь между учеными и заказчиками. Любая организация может запрашивать нужное ей решение, а ученый или институт, у которого это решение есть, может быстро связаться с заказчиком. Таким образом, «НАША ЛАБА» становится витриной, которая помогает наладить взаимодействие.

Анна Лемякина, директор по национальным и стратегическим проектам Yandex Cloud, рассказала о применении в науке и образовании нейросетей. Она отметила, что наблюдается заметный тренд на применение в исследовательской деятельности ИИ-инструментов. В частности, сфера образования и науки вошла в топ-6 по использованию нейросети YandexGPT. После нее Александр Двойников, и. о. генерального директора Дирекции научно-технических программ, рассказал о сопровождении программы научно-технологического развития России, которое невозможно без цифровых технологий.

Николай Подорванюк, директор ООО Научный проект «Ломоносов» и главный редактор Indicator.Ru и InScience.News, рассказал о создании новых децентрализованных проектов по популяризации науки — Национальной научной сети и агрегаторе научной информации InScience.Pro. Первый представляет собой баннерную сеть, которая объединит сайты университетов и научных институтов в единую систему. Второй проект — агрегатор новостей, работающий на технологии блокчейн. Также Подорванюк рассказал о запуске межуниверситетской блокчейн-сети — отечественной системе, которая позволит российским вузам запускать новые проекты на блокчейне, в том числе для привлечения внешнего финансирования.

Также на сессии Никита Буряк, руководитель направления по работе с организациями ООО «ПЛАТФОРМА КОЛАБ», рассказал о платформе CoLab и ее возможностях. Никита Алексеевич Краснощеков, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления образовательными системами факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, председатель Совета молодых ученых и специалистов Российской академии образования, поделился опытом использования отечественных цифровых инструментов в своей исследовательской деятельности.

В рамках практикума «Наука как искусство: мост между дисциплинами или наука для всех» участники Съезда при помощи Ирины Белых, сооснователя и программного директора Фестиваля актуального научного кино ФАНК, и Айрата Сайфулина, директора Музея занимательных наук Уфы «Интеллектус», разрабатывали проекты на стыке науки и искусства. Молодые ученые разделились на пять групп. Первая и вторая разрабатывали концепции научно-популярных фильмов, третья — научного кинофестиваля, четвертая — интерактивной выставки, пятая — музейного проекта. 

В результате сессии участники предложили создать игровой фильм «Света и фотон», который рассказал бы о молодой ученой, реализующей свою мечту, и экспериментальный фильм, в котором балет и хореографию сравнивали бы с броуновским движением. Участники второй группы разработали концепцию фестиваля молодежного научного кино, который проходил бы каждый год в разных университетах и был бы нацелен в том числе на школьников. Третья группа предложила идею профориентационной выставки со слоганом «Смотри, чувствуй, делай», которая помогла бы заинтересовать школьников наукой. Четвертая группа разработала концепцию научного шоу, которое популяризировало бы архитектуру и инженерное дело.

На практикуме «Третий семестр: инструменты запуска и продвижения научных школ» молодые ученые анализировали опыт успешно реализующихся в России сезонных научных школ: их форматы, особенности программы, сильные и слабые стороны, а также механизмы продвижения и привлечения экспертов. Разделившись на команды, участники должны были создать образ «идеальной» научной школы по междисциплинарным направлениям, например «Безопасность, этика, общество» или «Пространство и экология». 

Участники предложили ряд решений, которые позволяют создать уникальные техногуманитарные образовательные программы междисциплинарного формата. Полученные предложения будут доработаны и использованы для модернизации существующих научных школ или организацию новых образовательных проектов для молодых ученых.

Также прошел практикум «Научное волонтерство: идея, реализация, результат». На нем был анонсирован новый проект соответствующей инициативы Десятилетия науки и технологий — «Каштановый компас». Волонтеры проекта будут искать в городах России каштаны и отмечать их местоположения. Это позволит ученым собрать данные о здоровье деревьев и масштабе их поражения каштановой молью. Также волонтеры помогут провести эксперимент, призванный улучшить состояние каштанов. Кроме того, участники сессии под руководством кураторов реальных проектов научного волонтерства обсудили способы привлечения добровольцев и партнеров к исследовательской работе, а также предложили концепции новых проектов, которые можно было бы реализовать в рамках инициативы.

В рамках практикума «Научная тропа», посвященного инициативе «Научно-популярный туризм» Десятилетия науки и технологий, участники Съезда разрабатывали новые маршруты научно-популярного туризма, которые можно было бы включить в инициативу. Среди предложений: тур по научным лабораториям медицинского университета в Санкт-Петербурге, экскурсия по Самарской области с посещением завода ВАЗ в Тольятти, посвященная беспилотным системам «Экскурсия в беспилотие», также в Самарской области, и маршрут «Подземные сокровища Донецка».

Еще один практикум был посвящен инициативе «Научные детские площадки». Участники съезда под руководством создателей первой научной детской площадки разрабатывали концепции новых площадок, которые можно было бы в будущем построить в регионах Российской Федерации.

Также в первый день Съезда прошел мастер-класс от Сбера «Новый сервис для ученых — AI for Science». Молодые ученые узнали об облачной платформе с инструментами искусственного интеллекта, призванной помочь ученым проводить исследования. Эксперты Сбера рассказали, как платформа помогает выполнять фундаментальные исследования и прикладные научные направления, направленные на решение конкретных технологических, промышленных и социальных задач.

Во второй день Съезда был запущен третий сезон научно-просветительского проекта «Научная Вселенная». В этом году участников ждут новые тематические направления, связанные с национальными проектами технологического лидерства — Биоэкономика, Новые атомные и энергетические технологии, Новые материалы и химия, Беспилотные авиационные системы, — мультиформатные задания и работа под руководством молодых ученых Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию. 18 победителей отправятся в путешествие в настоящее технологическое «будущее»: на одну из самых современных научных площадок страны.

Также состоялись показы короткометражных фильмов из коллекции Фестиваля актуального научного кино ФАНК. Участники Съезда посмотрели картины о единственном в России хосписе для больших кошек, об экологичном сельском хозяйстве в трудных климатических условиях, ученых в лаборатория и Малой обсерватории Московского планетария.

В заключительный день Съезда, 4 июля, состоялся мастер-класс от Yandex Cloud «ИИ для образовательных и научных проектов». Сергей Георгиевич Кукуруз, инженер группы продуктового развития ML / АI Центра технологий для общества Yandex Cloud, поделился опытом использования инструментов искусственного интеллекта в научных и образовательных проектах. Также прошел круглый стол «Искусственный интеллект как инструмент в руках современного преподавателя и исследователя: опыт ведущих научных организаций России». Эксперты обсудили отечественные инструменты искусственного интеллекта, практические и этические аспекты их использования и применения, а также политику научных и образовательных организаций в области регулирования технологии ИИ, выработку приоритетов и подходы государственного регулирования их использования. 

Цифровым решениям был посвящен и мастер-класс «R&D Платформа Innoscale как инструмент управления технологическими партнерствами и научно-исследовательскими разработками», на котором представители Innoscale презентовали свою платформу молодым ученым. Также состоялся мастер-класс «Экспресс-погружение в новую научную тематику: как это сделать с помощью ИИ?», который провел Анатолий Евгеньевич Антипов, доктор химических наук, доцент, директор по работе с научно-технической информацией и аналитике ООО «Инвенторус». Другим мероприятием заключительного дня стал мастер-класс «Как продюсеры думают о науке?», организованный АНО «Национальные приоритеты». Эксперты рассказали, как принимаются решения, подходит ли контент для производства.

Организатором Съезда выступает Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (КорСовет). Мероприятие проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. XIII Съезд в Уфе проводится при поддержке правительства Республики Башкортостан.