Зависимость от гаджетов изучили ученые Политеха

Привычке отвлекаться на телефон во время разговора оказались подвержены 70% опрошенных в ходе исследования, которое провели ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Специалисты изучали зависимость активного использования смартфонов студентами во время образовательного процесса и их академических достижений.

Явление называется «фаббинг». Это привычка постоянно переключать свое внимание на гаджет во время социального межличностного взаимодействия.

«Во-первых, это определенная зависимость, а во-вторых — нарушение этических норм. Наша современная жизнь невозможна без стрессов, и для сохранения ментального здоровья необходимо включать режим „поисковой активности“. Фабберы пытаются совладать со стрессом, используя смартфон для ухода в себя, то есть, к сожалению, дальше смартфона уйти не получается. Таким образом, фабберы оказываются в состоянии дистресса, а это является серьезной опасностью для психического здоровья», – рассказала один из авторов исследования — кандидат педагогических наук, доцент, директор Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ Татьяна Баранова.

В исследовании приняли участие 108 студентов третьего курса бакалавриата Политехнического университета — 67 девушек и 41 юноша, обучающиеся по направлениям юриспруденции, лингвистики, рекламы и связей с общественностью.

Больше всего подвержены фаббингу женщины — они чаще увлекаются социальными сетями. Мужчины преимущественно предпочитают игры на мобильном устройстве. При этом, отмечают специалисты, фаббинг не только угрожает успеваемости, но и нарушает межличностное взаимодействие. Пренебрежение собеседника может стать причиной кризиса семейных, дружеских и рабочих отношений. Самый эффективный способ борьбы — самоконтроль. А вот запрет на использование мобильных телефонов на занятиях, скорее всего, не поможет, а возможно, и принесет вред.

Исследования на данном направлении будут продолжены. Для объективной оценки, по словам Татьяны Барановой, необходимо провести тестирование среди студентов других направлений — тогда можно будет сделать общий анализ и соответствующие выводы.

Результаты научных изысканий были опубликованы в SpringerLink.